Как используется это знание? Почти все психотерапевтические школы считают, что у любой проблемы есть свои корни в прошлом. Значит можно вернуться туда и найти способ ее решения. В НЛП этот подход принимается как один из многих возможных вариантов, но далеко не единственный. В НЛП вообще предпочитают чаще задавать вопрос “Как?”, а не “Почему?”, а прошлое рассматривать, как источник ресурсов, а не проблем.
При желании в своей личной истории можно найти столько примеров удачного поведения, что любая проблема будет решаться просто автоматически. Если вы не знаете, как действовать в некоторой ситуации, то самое время отправиться в поход за ресурсами прошлого. Туда, где уже возникала подобная ситуация, и вы с блеском с ней справлялись. При этом из прошлого стоит заимствовать не столько конкретные действия, сколько состояния, в которых они придумывались.
Уже искали, но не нашли? Не может быть! Ну ладно. Дам еще одну подсказку. Вас никто не заставляет ограничиваться только собственными возможностями. Вокруг вас было и есть достаточно людей, у которых можно поучиться. Кстати, это могут быть даже вымышленные персонажи.
Штирлиц просыпается в явно казенном помещении: “Так… Сосредоточимся… Если я у них, то я штандартенфюрер Штирлиц, если я у нас, то полковник Исаев…” Вдруг он слышит:
– Ну и нализались вы вчера, товарищ Тихонов!
Если вы уже выбрали себе пример для подражания, то можно начать действовать так, как если бы действовал он. Скопируйте его образ мышления, мимику, жесты, позу… Мы же знаем, что сознание и тело – части единой кибернетической системы. Откуда взять информацию о нашей модели тоже понятно: весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Все это хранится в нашем мозге. Все это можно достать и использовать. Дерзайте.
- Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной
Что такое пять сенсорных систем, я думаю, никому объяснять не надо. У всех есть глаза, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос. Как их использовать по прямому назначению, я полагаю, все тоже догадываются.
Тем, кто не догадывается, могу предложить следующие идеи. Можете попробовать:
- “Совать нос в чужие дела”;
- “Чесать языком”;
- “Вешать лапшу на уши”;
- “Пожирать глазами”;
- “Получать острые ощущения”.
Попробовав все это, вы наверняка узнаете, для чего нужны органы чувств на самом деле.
Что нового? То, что информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить на сенсорную и на наши суждения об этой информации. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: “Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели”. Остальное – наши суждения и интерпретации: “Он доволен”. Сравните: “Чувствую, будто сосет под ложечкой”, и “Мне страшно!”
Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения… Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кирпич… А он просто идет и улыбается. И ничего более.
– Он завел кошку?
– Просто у жены острые ногти.
– Он отличник?
– Просто у него плохое зрение.
– Он готовится к марафону?
– Просто забыл дома проездной.
Чем еще это может быть полезно? Тем, что любой опыт можно описать с помощью этих самых пяти сенсорных систем. Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? “У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет”.
Пикассо приехал в Лондон. На вокзале у него украли часы. Инспектор полиции спросил:
– Вы кого-нибудь подозреваете в краже?
– Да, я помню одного человека, который помогал мне выйти из вагона.
– Вы художник. Нарисуйте его портрет.
И к вечеру по рисунку Пикассо оперативная лондонская полиция задержала по подозрению в краже трех стариков, двух девушек, троллейбус и четыре стиральные машины.
На самом деле, самая “берущая за душу” музыка – только набор звуковых колебаний определенной длительности, последовательности и интенсивности. Его можно записать на компакт-диск или еще куда, а потом воспроизвести. До изобретения нот способность играть осмысленные музыкальные произведения была сродни магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за вполне конечный срок.
Умение “наполнять музыку смыслом” – не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть нотный текст. И тогда, если есть хоть один человек в мире, способный это сделать, то его талант уже можно передать множеству других музыкантов[1]. Этому уже можно научить, это уже в терминах сенсорного опыта.
“Сразу видно – воспитанный, образованный человек!” “На него можно положиться”. “Она такая нежная и заботливая!” “Наша девочка все диктанты пишет на пятерки!” “У него великолепно развито абстрактное мышление”. Все эти лестные оценки получены благодаря вполне конкретным действиям. А уж этим действиям можно научиться и этому реально учатся.
- Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает
– Мой директор хочет меня задушить, – сообщает секретарша своей подруге.