Родители радуются каждому успеху своего ребенка. Они восхищены, как быстро и с удовольствием сын или дочь обучаются чему-то новому. Правда, когда речь идет о мелких будничных вещах, многим хочется немножко ускорить развитие способностей своего чада. Неужели нужно вытирать четырехлетнему ребенку нос, мыть ему руки, размельчать пищу? Конечно, нет, потому что, в принципе, каждый ребенок способен научиться всему тому, что делают взрослые. Но для этого ему надо тренироваться, причем в соответствии с собственным темпом развития. А родители иногда мешают этому процессу, не выдерживают и делают все сами, потому что иногда приходится слишком долго ждать, потому что малыш «так мучается». Чтобы стать самостоятельным, ребенку требуется не только время, но и родительское терпение: надо давать ему возможность действовать самостоятельно, помогать только тогда, когда что-то для него действительно окажется непосильным. И хвалить (умеренно), если он старается.
Есть самостоятельно
Свитер в пятнах, сок разлит, на полу кусочки жареной картошки. Понятно, что многим родителям трудно позволить ребенку действовать за столом самостоятельно. Однако, чем раньше ваш ребенок сможет начать тренироваться, тем скорее будет спокойнее и вам самим. Если уже годовалому ребенку наливать напиток в чашку или стакан, то пить из него он научится примерно в полтора года. Многие годовалые дети хотят также пользоваться ложкой и вилкой. Но лишь, примерно, к трем годам они обучаются хорошо обращаться с ними. Достаточно умело использовать нож дети могут самое раннее в возрасте двух с половиной лет. Для начала идеален тупой нож для фруктов – например, чтобы нарезать сыр или намазать масло на хлеб. Умелым четырех-пятилетним детям можно давать обычный столовый нож.
Совет: Будет меньше беспорядка, если использовать тарелки с высокими краями, чайную ложечку, вилку для бисквита или детский столовый прибор с толстыми ручками, маленькие стаканчики или устойчивые пластиковые чашки с двумя ручками. Практичны скатерти или салфетки под прибор из искусственных материалов, большие нагрудники. Надо, чтобы пол под детским стулом легко чистился.
Умываться
В полтора года ребенок с вашей помощью может намыливать себе руки мылом, ополаскивать и вытирать их. Трехлетние дети должны уметь это сами. Примерно в полтора года дети должны также начинать чистить зубы. Сперва они лишь беспорядочно вертят щеткой во рту, детская зубная щетка с толстой ручкой, так что потом вам надо обязательно «дочистить зубки». В детсадовском возрасте они осваивают круговые движения, а к поступлению в школу – движения сверху вниз. Результат надо по-прежнему контролировать.
Совет: Для мытья рук, чистки зубов приставьте к умывальнику скамеечку, полотенце положите или повесьте рядом, зеркало разместите на уровне глаз ребенка.
Одеваться
Годовалые без труда освобождаются от шапочек и носков: раздеваться дети обучаются быстро, обычно в два с половиной года они делают это самостоятельно. Научиться одеваться им удается примерно в два года, если речь идет о простых вещах – например, о свободной куртке, хотя часто они надевают ее наизнанку. Примерно в три года одевание в основном освоено. Мелкие пуговицы, колготки, шнурки на ботинках требуют помощи родителей вплоть до школьного возраста.
Совет: Лучше покупать одежду с простыми застежками, на молниях, липучках и широкой горловиной. При одевании предоставляйте больше самостоятельности, в случае необходимости помогите советом, например, объясните, на какую ногу ботинок надевать.
Помогать
Положить на место две-три игрушки – с этим справляются уже двухгодовалые дети. «Убери, пожалуйста, книги», – с такими заданиями дети справляются с трех лет. Серьезный беспорядок они вплоть до школьного возраста могут устранить только с помощью родителей. Основное правило: в детской комнате или в уголке для игр разрешается больший беспорядок, чем в остальной квартире. Помогать по домашнему хозяйству – это увлекает уже малышей. Примерно в полтора года они, например, загружают стиральную машину. Детсадовские дети орудуют совком и веником, накрывают на стол. Не ждите совершенства, главное в малыше – готовность.
Совет: Веселей убирать в игровой форме («Вся ли обувь поместится на полке ?»), вводите твердые привычки («Снятую одежду клади на стул».) Ящики и картонные коробки облегчают уборку.