В соответствии с приложением Д ГОСТ Р 51164-98 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии» на проложенных и засыпанных участках трубопроводов необходимо до принятия испытуемых участков в эксплуатацию и до врезки в линейную часть трубопровода провести проверку качества изоляционного покрытия методом катодной поляризации. Контроль качества изоляционного покрытия проектируемых участков трубопроводов методом катодной поляризации должен осуществляться на стадии завершения строительства в соответствии с РД-29.035.00-КТН-0184-20 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Контроль качества антикоррозионного покрытия трубопровода методом катодной поляризации».
Принцип контроля заключается в определении соответствия требованиям ГОСТ Р 51164-98 (таблица 2 п.16) качества изоляции построенных участков трубопровода.
На проектируемых трубопроводе применяется заводское защитное покрытие усиленного типа с нормативным сопротивлением изоляции 3·105 Ом·м2.
Контроль состояния изоляционного покрытия законченных строительством участков трубопровода методом катодной поляризации осуществляют не раньше, чем
произошло естественное уплотнение грунта после засыпки траншеи. Это время должно быть не менее двух недель.
Контроль качества изоляции трубопровода методом катодной поляризации производится на подземных трубопроводах, находящихся в грунте, глубина промерзания которого в период контроля изоляции не превышает 0,5 м, и когда расстояние между верхней границей глубинной мерзлоты и нижней образующей трубопровода со-
ставляет не менее 0,3 м. В период, когда глубина промерзания грунта превышает 0,5 м, контроль качества изоляционного покрытия методом катодной поляризации не проводится. Катодную поляризацию этих участков трубопроводов необходимо проводить после весеннего оттаивания грунта с последующими гидроиспытаниями и врезкой в действующие трубопроводы.
Контроль глубины промерзания грунта производится при полевом измерении температуры грунта. Температура начала промерзания грунта -0°С. Измерение прово-
дится сертифицированным пирометром. Работы проводит подрядчик.
Измерение температуры грунта проводится в шурфе:
– над осью участка трубопровода по вертикали от поверхности грунта до верхней образующей трубы и от нижней образующей на глубину 0,3 м с шагом 0,1 м;
– в месте установки ВАЗ измерение проводится с шагом 0,1 м на глубину 1 м.
ВАЗ должно устанавливаться ниже промерзания грунта на глубину не менее 0,3 м.
Для контролируемых участков длиной от 200 м до 4000 м выполняется 2 шурфа.
Для контролируемых участков длиной от 4000 м до 10000 м выполняется 3 шурфа.
Для контролируемых участков длиной от 10000 м до 22000 м выполняется 4 шурфа.
Для контролируемых участков длиной от 20000 м до 50000 м выполняется 5 шурфа.
При отсутствии возможности врезки в действующий трубопровод после весеннего оттаивания грунта (например, болота второго и третьего типов), допускается, по согласованию с заказчиком и проектным институтом, врезка участка в действующий трубопровод до проведения испытания изоляции методом катодной поляризации. При
этом проверка изоляционного покрытия с последующим устранением выявленных дефектов проводится следующим образом:
– участок трубопровода длиной более 2000 м в соответствии с подразделом 7.7 РД-29.035.00-КТН-0184-20.
Для подтверждения глубины промерзания грунта подрядная организация, осуществляющая строительство или ремонт трубопроводов, либо специализированная
организация в присутствии заказчика проводит проверку промерзания грунта в полевых условиях в соответствии с подразделом 7.8 (РД-29.035.00-КТН-0184-20), а также представляет заказчику справку из Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расположенной по месту производства работ, о глубине промерзания грунта.
Проверку состояния изоляции дюкера (подводные переходы МТ и малые водотоки) при наличии электропроводной среды в затрубном пространстве выполняют методом катодной поляризации в существующих условиях не зависимо от сезона выполнения работ и протяженности участка при этом измерение температуры в шурфах не проводят.