Мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций и последствий их воздействия
Для исключения аварийных ситуаций, связанных с разгерметизацией трубопровода и разливом нефти при эксплуатации участка нефтепровода предусматриваются следующие проектные решения:
- применяемые материалы и оборудование соответствуют нормативной и технической документации для нефтяной промышленности;
- проектной документацией предусматривается применение прямошовных электросварных труб класса прочности К56;
- прокладка нефтепровода на всем протяжении подземная, с глубиной заложения нефтепровода от поверхности земли до верхней образующей трубы (либо верха балластирующей конструкции при ее наличии) не менее 1,0 м;
- при пересечении водотока величина заглубления трубопровода определяется с учетом перспективных данных по предельным деформациям на русловом и береговом участках, на 1,0 м ниже предельного профиля размыва русла водотока, но не менее 1,5 м от естественных отметок дна водоема до верха забалластированного трубопровод;
- антикоррозионное трехслойное заводское покрытие нефтепровода из экструдированного полиэтилена;
- электрохимическая защита от коррозии;
- при пересечении некатегорийных дорог – полевых и лесных, для сохранности рабочего трубопровода в местах пересечений предусматривается устройство постоянных переездов из железобетонных дорожных плит по песчаному основанию;
- существующая защита трубопровода от блуждающих токов на участках сближения или в местах пересечения с электрифицированными на постоянном токе железными дорогами;
- доработка существующей системы обнаружения утечек (СОУ), обеспечивающей непрерывный мониторинг герметичности магистрального нефтепровода;
- существующая система автоматизации и контроля технологического процесса, сигнализации утечек, превышения давления;
- для отключения участков, пересекающих водные преграды, для производства обслуживания и ремонта, а также уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду на существующем нефтепроводе установлена запорная арматура с электроприводом.
В соответствии с «Правилами охраны магистральных трубопроводов» для исключения возможности повреждения трубопроводов при эксплуатации устанавливаются охранные зоны в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В целях минимизации и локализации разливов нефти при авариях предусмотрено:
- автоматизированный контроль параметров работы нефтепровода и аварийное отключение при снижении или повышении давления нефти в нефтепроводе менее или более установленных технологическими режимными картами;
- периодические осмотры состояния трассы нефтепровода персоналом ЛАЭС и мобильной группой службы безопасности (по графику) с целью проверки отсутствия нарушений охранной зоны нефтепроводов, размыва, провисания, оголения, оползневых подвижек и принятием срочных мер по устранению выявленных нарушений;
- подготовка и проведение комплексных учений и учебно-тренировочных занятий по локализации и ликвидации последствий возможных аварийных разливов нефти.
Мероприятия по защите трубопровода от снижения (увеличения) температуры продукта ниже (выше) допустимой не требуются, в связи с тем, что толщина стенки труб рассчитана с учетом нагрузок от температурного перепада.
Предлагаемые мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций позволят снизить риск аварий на объекте, позволят уменьшить воздействие на окружающую среду, сохранить жизнь и здоровье персонала, повысить устойчивость работы объектов нефтепроводной системы.