В начале бурения необходимо тщательно выставить ножевую секцию долота с инвентарной трубой по уровню, так как этим задается дальнейшее направление всей скважины.
Погружение инвентарной трубы производится при помощи вращателя ствола. Скважина формируется под защитой обсадной трубы опережающей проходкой.
Во время погружения обсадной трубы необходимо постоянно вести замеры погружения, уровня грунта в ней, отмечать появление грунтовых вод.
После проведения работ по бурению и погружению обсадной трубы необходимо с помощью погружного насоса откачать из скважины образовавшуюся грунтовую воду.
Между зачисткой забоя скважины и началом бетонирования скважины, включая все промежуточные работы по установке арматурного каркаса, бетонолитных труб и окончательной подготовкой к бетонированию, должно пройти не более 8 часов.
В случае, когда предвидится значительная задержка с началом работ по монтажу каркаса и бетонированию столба, бурение скважины необходимо приостановить, не доходя 1—2м до проектной отметки забоя.
По окончании бурения следует проверить соответствие проекту фактических размеров скважины, отметки устья, забоя и расположения скважины в плане, а также установить соответствие типа грунта основания данным инженерно-геологических изысканий.
После завершения бурения скважины и ее зачистки производится установка арматурного каркаса сваи . Эта операция производится бурильно-крановой машиной или при помощи автокрана.
Арматурная сталь (стержневая, проволочная) и сортовой прокат, арматурные изделия и закладные элементы должны соответствовать проекту и требованиям НТД. Замена предусмотренной проектом арматурной стали должна быть согласована с проектной организацией.
Арматурные каркасы изготавливаются на сварочных постах строительного участка. При изготовлении каркасы разных типов необходимо маркировать краской —каждый тип каркасов отдельным цветом.
При транспортировке и хранении на строительной площадке арматурных каркасов свай должна быть исключена возможность их повреждения. Арматурные каркасы должны храниться на подкладках, исключающих возможность загрязнения стержней каркасов или их примерзания к земле. В зимнее время необходимо принимать меры по защите арматурных каркасов от налипания снега и обледенения арматуры (накрыть п/э плёнкой или дорнитом).
В зимний период, до установки каркаса в проектное положение, производится его визуальный осмотр. При наличии на арматурном каркасе снега и льда необходимо произвести очистку арматуры каркаса от налипшего снега и льда, при необходимости, путем его отогревания.
Размеры конструктивных элементов сварных соединений стержневой арматуры (стержней между собой и с элементами закладных изделий) и предельные отклонения размеров выполненных швов должны соответствовать указанным в ГОСТ 14098-2014.
Сварку производить согласно РД-25.160.00-КТН-037-14.
Перед сваркой арматурные стержни в месте соединения следует зачищать на длине, превышающей на 10—15 мм сварной шов или стык.
При превышении регламентированных зазоров между стыкуемыми арматурными стержнями допускается применение одной промежуточной вставки длиной не менее 80 мм.
Вставки следует изготовлять из арматуры того же класса и диаметра, что и стыкуемые стержни.
Длина выпусков арматурных стержней из бетона конструкции должна быть не менее
150 мм.
Конструкции, имеющие закладные изделия опирания, надлежит дополнительно собирать на прихватках с применением тех же сварочных материалов, что и основные швы.
Прихватки надлежит располагать в местах последующего наложения сварных швов.
Бетонирование свай выполняется бетонной смесью марки В25 F150 W6.
Бетон подается в скважину из автобетоносмесителя по желобу подачи бетона в бетонолитную трубу.
Укладку бетонной смеси в скважину следует производить на всю глубину скважины без перерывов (в один этап). При применении инвентарных обсадных труб в песчаных грунтах, бетонирование свай производится в несколько этапов, с извлечением на каждом этапе секций инвентарной обсадной трубы для возможности контроля положения армирующего каркаса сваи в проектном положении.
При заполнении бетоном скважины на 1/2 бетонолитная труба извлекается, далее бетонирование производится способом свободного сброса бетонной смеси. (п.12.2.2 СП 45.13330.2012 Сухие скважины в песках, обсаженные стальными трубами или железобетонными оболочками, а также необсаженные скважины, пробуренные в пластах суглинков и глин, расположенных выше уровня подземных вод и не имеющих прослоек и линз песков и супесей, разрешается бетонировать без применения бетонолитных труб способом свободного сброса бетонной смеси с высоты до 6 м.).
В зимний период, после окончания бетонирования сваи, ее верх должен быть защищен от промерзания, для чего скважина по окончании бетонирования накрывается дощатым щитом, а после отвердения бетонной смеси засыпается грунтом.
В обводнённых песчаных, просадочных и других неустойчивых грунтах бетонирование сваи должно производиться не позднее чем через 8 часов после окончания бурения, в устойчивых грунтах (глинах, суглинках) не позднее 24 часов.