Исследования, которые проводились после смерти Дик-Рида, привели к возникновению новой научной дисциплины – дородовой и послеродовой психологии, причем, его допущения и предположения подтвердились самым замечательным образом. В последующих главах рождение ребенка будет рассмотрено как одно из звеньев непрерывного процесса: от зачатия до истечения нескольких месяцев после родов – с психологической и физиологической точек зрения как для матери, так и для ребенка.
Глава 1. Дитя в утробе
Рождение ребенка – короткий, но важный эпизод единого целого – жизни человека от зачатия до смерти. В этот момент, как никогда, явственно проявляется связь поколений. Никто из нас не в силах избежать последствий внутриутробного периода своей жизни, последствий того, каким образом мы родились и провели первые месяцы жизни. Условия, в которых мы проводим свои первые восемнадцать месяцев – от момента зачатия до девяти месяцев самостоятельного существования
– оказывают огромное влияние на всю нашу последующую жизнь. В этой главе мы рассмотрим, как воздействуют окружающие условия на эмоциональное, умственное и психическое развитие плода.
Развитие человеческого зародыша
Почти все животные, а также человек, практикуют примерно один и тот же способ воспроизводства. Самка производит яйцеклетку, самец – сперматозоиды. Для того чтобы яйцеклетка могла развиться в плод, она должна быть оплодотворена. Так как каждый вид, чтобы не вымереть, должен воспроизводиться, природа устроила так, что процесс оплодотворения стал приятен.
Женские органы размножения располагаются в нижней части живота, на уровне тазовых костей. В самом центре находится матка или, как ее еще называют, утроба, размеры которой в небеременном состоянии равны примерно пять на четыре сантиметра. Матка – небольшой мышечный орган, масса которого составляет примерно пятьдесят граммов, имеет грушевидную форму и направлена узкой частью вниз, где она соединяется с началом влагалища. Нижний конец матки заканчивается внутренним отверстием канала шейки, окруженным мышечной тканью.
Из верхней части матки исходят две трубы, направленные в стороны. Каждая труба имеет длину около семидесяти сантиметров и на дальнем от матки конце завершается полостью в виде колокола. В основании каждого колокола находится небольшой овальный орган – яичник. Каждый из двух яичников содержит яйцеформирующую ткань.
Каждый месяц яйцеклетка созревает и примерно через десять дней после менструации перемещается по трубе от яичника в матку. В это же время в матке создается специальная выстилка – удобное “гнездо” для оплодотворенной яйцеклетки. Если яйцеклетка не оплодотворяется, то она проходит через матку и выбрасывается наружу. Примерно через две недели выстилка матки тоже выбрасывается, и готовится новая для следующей яйцеклетки. Выброс неиспользованного материала называется менструацией.
Мальчик рождается с яичками, которые незадолго до рождения с уровня поясничных позвонков опускаются в мошонку. В этом органе образуются сперматозоиды. Подсчитано, что каждое яичко содержит спермообразующие волокна общей длиной около мили, причем здоровый мужчина за одну эякуляцию может выделить более двухсот миллионов сперматозоидов.
В кульминационный момент совокупления мужская сперма выбрасывается из мочеиспускательного канала во влагалище женщины. Зрелый сперматозоид имеет длинный тонкий хвост, который позволяет ему продвигаться к отверстию в шейке матки. Скорость передвижения составляет примерно двадцать пять миллиметров в десять минут. Значительное количество сперматозоидов успешно проходят через матку в трубы и принимают участие в соревновании, главный приз которого – оплодотворение яйцеклетки. Как только оплодотворение происходит, яйцеклетка сразу же видоизменяется и делается недоступной для прочих сперматозоидов.
Оплодотворенная яйцеклетка перемещается по трубе в матку, располагается на ее стенке и начинает расти. Выстилка матки претерпевает изменения – образуется детское место, или плацента, через которую мать питает плод. Плацентарная площадка быстро расширяется, интенсивно развиваются кровеносные сосуды и нервные волокна – начинается развитие ребенка.
Вскоре после оплодотворения в яйцклетке образуются различные по форме клетки, из которых впоследствии развиваются органы и части тела ребенка. На этом раннем этапе развития уже заложен пол будущего ребенка.
Во время внутриутробной жизни плод защищен пузырем воды, в котором он и обитает. Воды защищают плод от повреждений (когда мать, например, падает или ударяется о что-либо), сохраняет постоянную температуру и предоставляет достаточное пространство для свободных помещений, вплоть до последних дней беременности.
Плод растет очень быстро. Через четыре недели он уже имеет длину около четырех миллиметров и лежит в пузыре, размером примерно с голубиное яйцо, наполненном жидкостью. В конце второго месяца он достигает тридцати миллиметров в длину. Уже можно четко различить ручки, ножки и головку. К этому времени у плода развивается собственная нервная система и собственная система кровообращения.