При выборе молодого дерева в качестве будущего бонсаи прежде всего следует почти автоматически исходить из толщины ствола. Придание формы дереву с помощью тщательной подрезки и обкрутки проволокой может превратить его в более привлекательный бонсаи, при этом толщина ствола даст заметные преимущества.
Есть еще схожая процедура, направленная на сохранение толщины ствола. Суть ее заключается в том, что высокое дерево в контейнере, с изначально толстым стволом уменьшают в размере. Этот метод используют многие любители бонсаи, хотя, прямо скажем, на то, чтобы привести в пропорциональное соответствие толщину ствола и ветвей уходит немало времени. Например, ветка, должна быть пропорциональна остальной части ствола так, чтобы вместе они образовали единое целое. Подобным образом оставленные ветви потребуют определенного времени на восстановление своих правильных пропорций. Несмотря на то, что метод осуществляется поэтапно и после каждой интенсивной обрезки приходится довольно долго ждать восстановления дерева, все же конечный результат вознаграждает за издержки во времени.
Корни. Толстые корни на поверхности, раскинувшиеся прямо над верхним слоем земли, придают дереву ощущение постоянства, как будто оно растет в этом месте уже много-много лет.
При первом высаживании в контейнер или при последующих пересадках производящие впечатление старых корни могут быть выведены на поверхность и красиво уложены в разные стороны вокруг ствола бонсаи. Бывает и так, что нужный корень обнаруживается на уровне, который несколько ниже уровня верхнего слоя почвы. В этом случае дерево необходимо слегка наклонить в сторону от корня, с тем чтобы вывести его на поверхность.
В некоторых случаях дерево явно имеет подходящие корни, но обнаружить их не удается.
Однако можно специально сделать так, что дерево само образует корни нужного внешнего вида. Прежде всего дерево должно быть достаточно высоким, что позволит в процессе работы уменьшить его высоту на три-пять сантиметров. Вокруг ствола на уровне, намеченном для отрастания поверхностных корней, вырезают кольцо из коры шириной два сантиметра. Затем дерево пересаживают в высокий контейнер так, чтобы оголенный участок на стволе был закрыт 12-15-сантиметровым слоем почвы. Через год вы увидите, что вокруг ствола из оголенной его части начала развиваться новая корневая система. Старые корни теперь отрезают, после чего дерево пересаживают в контейнер, предназначенный для бонсаи. Самый толстый из вновь выращенных корней выводят на поверхность, а более тонкие, периферические засыпают землей, чтобы обеспечить дальнейший рост. Этот метод можно применять и в тех случаях, когда ствол дерева непропорционально длинный.
Ветви. Три-четыре главные ветви располагаются в горизонтальном направлении, слегка вниз или вверх – это уже зависит от особенностей произрастания конкретного вида. В такой манере растут главные нижние ветви у большинства деревьев в природе, поэтому данный метод выращивания бонсаи способствует формированию зрелого облика в противовес направленным вверх ветвям, как это бывает у молодого дерева. Все побеги и ростки, появляющиеся на нижней стороне каждой ветки, удаляют так, чтобы было можно четко определить очертания ветвей снизу. Затем определяют и очертание листвы на каждой ветке (по направлению к кончикам ветвей), вследствие чего четко просматривается все очертание дерева.
Характер бонсаи. Деревья в зрелом возрасте обычно имеют красивую пышную крону, состоящую из тонкой сети побегов. Особенно отчетливо эта красота видна в силуэте листопадного дерева, находящегося в безлистном состоянии. Чем большее количество раз приходится сокращать новый прирост в очередной сезон, тем быстрее и с большим успехом будет развиваться сеть ветвей, столь необходимых для зрелого бонсаи. Незаполненные участки тоже представляют определенную значимость – они призваны нарушить однообразную тяжеловесность более молодой массы листьев.
Существует немало типов деревьев, символизирующих чрезвычайно древний возраст, словно не один век бросающих вызов стихиям. Линии такого дерева почти лишены какой-либо плавности, напротив, они корявы и угловаты. Кончики ветвей могут быть обломаны, словно демонстрируя упорство дерева, продолжающего расти наперекор бушующим стихиям. Если художник бонсаи задумает умышленно создать обломанную ветвь, острие ее кончика должно быть направлено вверх над оставшейся листвой. Достигается это путем снятия коры с вершины ствола дерева. Эта часть дерева отмирает, затем ее обрабатывают таким образом, чтобы получилось как бы естественное острие. В японском языке оно даже имеет специальное название – “джин”. Таким же способом обрабатывают и ветви, отмершие естественным путем. Дерево с погибшими ветвями или отмерший частью ствола всегда внушает благоговейный трепет, точь-в-точь как дерево-исполин в природе. Расщепленные стволы и трещины невольно вызывают ощущение вечности. Бонсаи, выращиваемые в стиле “Дерево, согнутое ветром”, часто передают ощущение разрушительного действия времени.
Отмершую естественным путем или освобожденную от коры часть, можно покрыть известью – она придает дереву серебристый оттенок. Смесь готовят в следующей пропорции: около 55 г негашеной извести на 0,5 л воды, затем 112 г порошковой серы на такое же количество воды. Соединенные вместе эти две смеси кипятят в течение часа. Полученный состав наносят на мертвые ткани дерева каждые шесть месяцев, предварительно тщательно промыв древесину.