Каждый согласится с тем, что трудно, почти невозможно подделать естественное воздействие времени, однако рекомендованные нами способы добавят бонсаи бесценные годы. Чрезвычайно полезно изучать фотографии различных бонсаи, следить за достижениями в этой области других энтузиастов. И хотя чьи-то значительно большие успехи в этой области могут послужить причиной недовольства собой, все же они должны быть положительным стимулом, а не повергать в уныние.
Успех обязательно придет, если в полной мере использовать наблюдения, эксперимент и импровизацию. Несмотря на временные неудачи и разочарования, преданность культуре бонсаи рано или поздно принесет свои плоды.
ЛАНДШАФТЫ НА ПОДНОСАХ И “РОЩИЦЫ”
ЛАНДШАФТЫ НА ПОДНОСАХ
В японском языке есть специальное слово, обозначающее ландшафты на подносах. Что касается правил, то они (как и все связанное с бонсаи в Японии) имеют довольно жесткий характер. Каждый, поставивший перед собой задачу сделать еще один шаг в миниатюрный мир природы с увлечением возьмется за создание пленительных микроландшафтов. Лесные поляны, крутые холмы, скалистые горы, даже морской берег – все это волей и мастерством художника бонсаи может быть воссоздано в миниатюре. Тем более что все необходимые для этого материалы вполне доступны. Условно можно выделить четыре компонента, имеющихся в естественном ландшафте. Это камни, земля, растения и вода. Собирание камней – уже само по себе интересное занятие, и, как уже говорилось выше, камни в большой степени способствуют приданию бонсаи окончательного колорита.
Почву, нужную для контейнера, мы подробно характеризовали в отдельной главе. Маленькие растения можно вырастить из семян, черенков и отводков, если нельзя приобрести миниатюрные деревья в питомнике. Постоянный поток падающей воды обходится недешево, однако и его можно воссоздать с помощью камней, гравия и песка.
Конечно, на подносе невозможно воспроизвести точную миниатюрную копию естественного ландшафта. Но реально, акцентируя внимание на каких-то важных элементах бонсаи, создать его иллюзию. И тогда вспомнится и полюбившийся пейзаж, и знакомая фотография или акварель. Возникшая картина может быть и чистым плодом воображения. И в том, и в другом случае – это подлинное творчество, раскрывающее индивидуальность художника бонсаи.
Важно определить три важных фактора бонсаи: тип воссоздаваемой микросреды, размер и один из четырех составляющих компонентов, на который делается акцент.
Камни-скалы придают композиции ощущение вечности. Выступая на поверхности земли, они одновременно сидят в ней на большой глубине, подобно айсбергу, у которого видима только его вершина. Камни – часть геологической структуры земли, полезно знать их типы, геологическую формацию, которую они образуют в данном ландшафте. Интересный прием – использование камней для имитации дальних гор.
Большое значение имеет цвет и строение камней. Так, грубая поверхность несет на себе отпечаток разрушительной силы стихии, а вот полированный срез вызывает желание узнать, откуда такой камень появился. Если внимательно приглядываться к камням, они начнут напоминать многие знакомые лица и будут в наибольшей степени эстетически соответствовать общему настроению пейзажа. Камни, собранные на морском берегу, сами по себе могут быть очень красивы, однако перед использованием в бонсаи их необходимо в течение нескольких месяцев отмывать в пресной воде (естественно, постоянно ее меняя) до тех пор, пока не будет удалена морская соль, очень вредная для растений.
Камни, используемые в ландшафте, должны относиться к одному геологическому типу и, следовательно, иметь примерно один и тот же цвет. Камни в ручье, в мелком русле реки также должны принадлежать к одному типу. Разумеется, форма их должна быть обточенно-закругленная.
Увлеченно собирая причудливые камни, не следует забывать о трудностях, связанных с транспортировкой чересчур большого их числа.
Что касается растений, их назначение і воспроизводить в миниатюрной “экосистеме” свои прототипы природных размеров. Если по какой-либо причине они не попали в поле зрения любителя бонсаи, их можно заменить родственными или схожими видами. Например, крошечный стелющийся можжевельник заменяют кедром или сосной. Понятно, что речь идет об одном и том же стиле бонсаи с аналогичным конечным эффектом.
Вряд ли целесообразно использовать траву – для подноса она слишком груба и высока. Как уже отмечалось, больше всего подходит мох или какое-либо другое низкорастущее растение.
Отдельные виды кустарников (например, Serissa, отличающаяся крошечными листьями) вполне могут заменить высокое раскидистое широколиственное растение, если удается придать кустарнику древовидную форму. Вообще следует с известной долей осторожности относиться к включению различных пород в тот или иной ландшафт.
Так, некоторые экзотические виды из тропиков вряд ли украсят высокогорный ландшафт, как, впрочем, можжевельник и тамариск совсем не будут способствовать воссозданию облика пустыни. Важно понять, что деревья – неотъемлемая составная часть той или иной естественной среды.