Характер действия пространства сцены в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» в Центральном театре Советской Армии в Москве определил на десятилетия стиль отечественной театральной индустрии.
При своем появлении в 1965 году спектакль вызвал массу споров, а сегодня воспринимается как одно из признанных достижений театрального искусства.
Театральные журналы нередко получали письма зрителей, в которых авторов спектакля уличали в неточности, в нарушении исторической правды. И в самом деле — Русь XVI века, а на сцене нет нарядной узорчатой цветистой архитектуры, ни теремов, ни палат с низкими сводами. Бояре без многопудовых шуб до полу. Огромная сцена театра http://biletluxury.ru/teatr/opera/, на которой промучилось не одно поколение художников, стремясь ее как-то приспособить к масштабу актера, сделать поменьше — распахнута. Поднимаются ввысь дымчато-серые стены, седые, как сквозь мглу веков. На них слегка обозначены купола, тревожно чернеют щели бойниц.
Гулкая пустынность сцены, на которой запоминается каждый шаг. Эмоциональная насыщенность самого пространства, где живут особой жизнью, своими ритмами. И сам воздух насыщен трагедией. Во всем торжественное величие, простор. Но и атмосфера сумеречная, «хронической подавленности». Это достигалось точно найденными пропорциями. Высокие стены и очень низкие входы, почти лазы. Людям приходится сгибаться, чтобы пройти в них. Точно рассчитанная партитура света, цвета. На костюмах никаких подробностей, орнаментов и деталей. Их фактура размыта и только напоминает старинное шитье. Они написаны и сконструированы художником И. Сумбаташвили.
И режиссер спектакля Л. Хейфиц, и художник И. Сумбаташвили потом написали о своей работе, что их главным принципом была достоверность. Глубокое и тщательное изучение истории. Отмечали все, что можно об этом времени, старались реально представить себе нравы, обычаи тех людей. Как жили, что ели, во что одевались. Пересмотрели десятки гравюр, миниатюр. И, конечно, бесконечные совместные прогулки по Кремлю, поездки в Ростов Великий. Но они точно знали, что исторический спектакль не должен быть музейным. Легко сделать похоже.
От изучения материала истории они переходили к поискам своего видения эпохи, самой ее сути. От конкретного к обобщению. И, по словам создателей постановки, реалистическая условность и есть результат высокой степени обобщения, претендующего на известную символичность.