5.6. Кантовку грузов кранами следует производить на кантовочных площадках или в специально отведенных местах. Выполнять такую работу нужно по технологии, в которой отражается последовательность выполнения операций, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.
5.7. Пришедшие в негодность грузозахватные приспособления стропальщик должен немедленно изъять из употребления.
5.8. Во время работы стропальщик должен быть внимательным, точно выполнять все указания настоящей инструкции, помнить, что от этого зависит безопасность как его самого, так и других рабочих.
6. Действия стропальщика (зацепщика) при возникновении аварийной ситуации.
6.1. В случае возникновения аварийной ситуации (проседание опор стрелового крана, разрушение или проседание кранового пути, появление стука в механизмах машины, разрушение канатов, поломка грузозахватных органов и тары, наличие электрического напряжения на металлоконструкциях крана и т. д.) на обслуживаемом стропальщиком участке работ, он должен:
- подать машинисту крана сигнал «стоп» на прекращение работы крана;
- принять меры по предупреждению нахождения людей в опасной зоне (оградить эту зону и вывесить запрещающие плакаты, поставить сигнальщика);
- сообщить о случившемся специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.
6.2. При возникновении на участке работ пожара стропальщик должен вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на участке средств пожаротушения.
6.3. Если при возникшей аварии или несчастном случае имеются пострадавшие, стропальщик обязан:
- устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавших (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и т. д.).
- выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавших в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца; остановить кровотечение; наложить повязку или шину и т. п.);
- вызвать скорую помощь или врача, принять меры для транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
- сохранить, по возможности, обстановку на месте происшествия и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
7. Обязанности стропальщика по окончанию работ.
- 1. После окончания работ стропальщик обязан:
- привести в порядок рабочее место (освободить проходы, убрать инструменты, приспособления и оснастку);
- осмотреть грузозахватные приспособления, очистить их от грязи и убрать в помещение, предназначенное для их хранения;
- доложить о всех неполадках и неисправностях специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.
8. Права
8.1.Стропальщик имеет право требовать необходимую спецодежду, исправный инструмент, испытанные грузозахватные приспособления.
8.3.Проходить периодический медосмотр за счет предприятия.
8.4.Получать информацию об условиях труда на рабочем месте.
9. Ответственность
9.1.Стропальщики, обслуживающие грузоподъемные машины, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ кранами, технологических регламентах, нарядах-допусках и других документах по безопасному производству работ кранами.
9.2.Стропальщик несет ответственность за неумелые действия, вызванные недостаточным знанием производственной инструкции, инструкций по охране труда, неисполнение прямых обязанностей.
9.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
9.4. За нарушение правил складирование грузов, за содержание рабочего места в ненадлежащем виде.
9.5. За не соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и промсанитарии.
Приложение I
Признаки выбраковки съемных грузоподъемных приспособлений и тары.
Съемные грузозахватные приспособления и тара выбраковавются и изымаются из эксплуатации в следующих случаях:
- отсутствие маркировки;
- износ, деформация (погнутости, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 %), трещины по сварным швам и основному металлу – крюков, грузовых колец, звеньев цепей, элементов подвесок, стенок тары;
- неисправностей (деформация коушей или их износ, приведший к уменьшению их первоначальных размеров в сечении более чем на 15%) или отсутствие коушей;
- характер и число обрывов проволок, в т. ч. и наличие обрывов проволок у концевых заделок каната;
- разрыв пряди каната;
- поверхностный и внутренний износ или коррозия каната;
- местное уменьшение диаметра каната;
- деформация в виде не поддающихся раскручиванию петель, заломов каната;
- повреждения в результате температурного воздействия или электродугового разряда на канат:
- нарушение целостности сварных швов, основного металла или заклепочных соединений, утонения стенок тары;
- имеются трещины на опрессовочных втулках или размеры последних изменились более чем на 10% от первоначальных.
- имеются смещения каната в заплетке, зажимах или во втулках;
- повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы;
- крюки не имеют предохранительных замков;
- других дефектов, вызывающих сомнения в надежности грузозахватных приспособлений и тары.