Оценка опасностей
Основываясь на имеющейся статистической информации и используя логические схемы возникновения крупных аварий на объектах транспорта нефти, определим (для предварительного анализа) вероятность аварий для проектируемого участка трубопровода. Использование новых технологий внутритрубной диагностики нефтепроводов и нефтепроводов, а также проведение выборочных ремонтов дефектных участков по данным диагностики позволило кардинальным образом уменьшить количество аварий, и, тем самым, существенно повысить уровень промышленной и экологической безопасности нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
МН и МНПП за последние 5 лет (0,0216 приведенное число аварий к 1000 км). На МН и МНПП, построенных за последние 5 лет, где в полной мере соблюдены требования СП 36.13330.2012, аварийность еще ниже.
Обеспечение надежного функционирования МН достигается:
– высокой категорией участка трубопровода;
– толщиной стенки трубы, учитывающей назначение участка трубопровода;
– контролем сварных стыков;
– применением труб с заводским покрытием;
– проведением гидравлических испытаний трубопровода;
– проведением внутритрубной диагностики.
Идентификация опасности на проектируемых участках МН выполнена в соответствии с Руководством по безопасности “Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах”, и “Методическими рекомендациями по осуществлению идентификации опасных производственных объектов”.
Магистральный нефтепродуктопровод идентифицируется как источник опасности по признаку хранения и транспортирования опасного вещества – нефти и использование оборудования под давлением более 0,07 МПа.
К перечню нежелательных событий относятся:
– разгерметизация трубопровода и утечка нефти;
– разгерметизация трубопровода при условии внесения в зону аварии источника зажигании и возникновение пожара-вспышки и пожара-пролива пролитой нефти.
На риск аварии влияют следующие значимые факторы:
– показатель аварийности на аналогичных проектируемому нефтепроводу системах;
– качество труб;
– качество строительно-монтажных работ;
– организация и условия проведения ремонтно-профилактических работ;
– подготовка и квалификация обслуживающего персонала;
– условия прокладки нефтепровода, в том числе в местах пересечения с дорогами, количество пересекаемых водотоков и способы прокладки МН на переходах через водотоки, прокладка трассы по болотам, по территории, подверженной воздействию опасных природных явлений и процессов;
– природно-климатические условия.
Учитывая профиль проектируемого участка и расположение линейных задвижек в районе проектируемого участка МН рядом с проектируемым участком трассы, проектом принимается для расчётов один участок магистрального трубопровода (с местом разгерметизации в нижних точках профиля, на границах кожухов переходов через автомобильные дороги и т.п.).
На ремонтируемом объекте авария может угрожать жизни людей, а также может нанести существенный ущерб производственному имуществу или окружающей среде. Поэтому тяжесть последствий аварии по Матрице “Частота-Тяжесть последствий” Руководства по безопасности
“Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах” можно определить как “Возможное событие”.
В соответствии с этим возможные отказы имеют категорию “В”. Для категории “В” желательно проведение количественного анализа риска или требуется принятие определённых мер безопасности.
Для рассматриваемого объекта желательно проведение качественного анализа риска аварий, сопровождающихся утечками нефти и пожарами на поверхности разлива.