Сведения о численности и размещении людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне ЧС, вызванной авариями на рядом расположенных потенциально опасных объектах
На участках проведения работ на магистральном нефтепроводе постоянно действующего производственного персонала нет.
Весь производственный персонал может находиться в зоне действия поражающих факторов только при одновременном плановом обслуживания трубопровода (находясь в охранной зоне нефтепровода) и возникновении аварии на рядом расположенных потенциально опасных объектах.
Проектируемый участок магистрального нефтепровода находится в зоне действия следующих поражающих факторов:
– зона действия теплового излучения при аварии на рядом расположенном магистральном
нефтепроводе, автомобильной дороге (возможны ожоги 1, 2 и 3 степени);
– зона действия ударной волны (зона средних повреждений) при аварии на рядом расположенном магистральном нефтепроводе;
– зона действия высокотемпературных продуктов сгорания паровоздушного облака при пожаре-вспышке при аварии на рядом расположенном магистральном нефтепроводе, автомобильной дороге (возможны ожоги 1, 2 и 3 степени);
– зона химического заражения (смертельное) при аварии на рядом расположенной железной и автомобильной дорогах (хлор, аммиак);
– зона действия ударной волны (зона сильных разрушений) при аварии на рядом расположенной автомобильной дороге;
– зона действия теплового излучения при аварии на рядом расположенном этиленопроводе (возможны ожоги 1, 2 и 3 степени).
Размещение и численное значение производственного персонала, попадающего в каждую зону поражающего фактора определяется видами работ, производимыми на проектируемом объекте.
Ориентировочная численность людей, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов около 1-3 человек.
Результаты анализа риска ЧС для проектируемого объекта
Основным источником опасности рассматриваемого объекта является авария, в результате которой может произойти поступление нефти в окружающую среду.
В проектной документации для проектируемого участка магистрального нефтепровода выполнена оценка степени риска аварий в соответствии с РД-13.020.00-КТН-148-11 “Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах”. Анализ риска проведен в соответствии с “Руководством по безопасности “Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах”.
Целью анализа риска на этапе разработки проектной документации проектируемого объекта является:
– выявление опасностей и априорная количественная оценка риска с учетом воздействия поражающих факторов аварии на персонал, население, имущество и окружающую природную среду;
– обеспечение информацией для корректировки плана ликвидации аварии;
– определение вероятности аварий (техногенных) в год, рассмотрение сценариев аварий, связанных с выходом нефти из нефтепровода;
– определение масштабов воздействия на окружающую среду и население.
На основании Руководства по безопасности “Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах” выбран метод анализа риска – “Анализ вида и последствий отказов” (АВПО), применяемый для качественной оценки безопасности нефтепровода и количественного анализа вида, последствий и критичности отказа.
Методологическая основа анализа риска аварии базируется на качественных методах анализа опасностей, с применением упрощенных методик количественной оценки риска, на основе принятых критериев.
Риск аварий определяется как сочетание частоты (вероятности) аварий и их последствий.
Вероятность аварии оценивается исходя из анализа статистических данных об аварийности нефтепроводов с учетом параметров оборудования.
Количественная характеристика последствий аварий определяется на основе расчетов возможных объемов аварийных утечек нефти.
Количественная характеристика экологических последствий аварии оценивается величиной ущерба, наносимого окружающей среде, который выражается в плате за аварийное загрязнение компонентов окружающей среды.
Количественная оценка опасности аварий для персонала и населения характеризуется степенью индивидуального риска, определяемого величиной возможных людских потерь. Величина возможных людских потерь, в свою очередь, определяется с учетом поражающих факторов и размеров зон поражения при аварии.