2.1.3. В процессе производства работ ведется «Журнал изготовления буронабивных свай с уширенным основанием из щебня» (приложение, форма 1).
2.1.4. На начальном этапе рекомендуется выполнить опытные работы по отработке технологии втрамбовывания щебня в нижнюю часть скважины и необходимого количества ударов трамбовки, времени для втрамбовывания щебня, общего понижения и «отказа» и др. параметров, в т.ч. оптимальной высоты сбрасывания трамбовки с учетом возможных динамических воздействий.
2.1.5. Все работы выполняются с учетом требований СНиП 3.02.01-87, СНиП III-4-80* и др. нормативных документов по технике безопасности в строительстве.
2.2. Технологическая схема устройства буронабивных свай с уширенным основанием из втрамбованного щебня
2.2.1. Технология изготовления свай включает следующие основные операции (рис. 1):
а) установка бурового станка на ось скважины с последующим бурением скважины (1) в пределах асфальтобетонного покрытия буровой коронки, а ниже шнеком диаметром 325 мм до несущего слоя (ИГЭ-3) и заглублением в него не более, чем на 10 – 15 см. При этом верхний асфальтобетонный слой выполняет роль кондуктора.
Бурение скважин и устройство буронабивных свай производят, как правило, через одну с возвращением на пропущенные скважины после окончания схватывания бетонной смеси в выполненных сваях, но не ранее чем через 24 часа или набора прочности бетоном не менее 25 % от проектной;
Основные данные по бурению скважин заносят в соответствующие графы «Журнала изготовления буронабивных свай с уширенным основанием из щебня» (приложение, форма 1).
б) установка в скважину (1) обсадной трубы (2) диаметром 325 мм длиной 8 м с частичным задавливанием ее в несущий слой грунта (ИГЭ-3) с последующей откачкой воды из скважины насосом типа «Гном» и частичной зачисткой забоя желонкой, после чего в скважину отсыпается порция сухой бетонной смеси (3) на высоту 35 – 40 см объемом 0,025 – 0,035 м3;
в) подъем обсадной трубы (2) на высоту 20 – 35 см и втрамбовывание трамбующим снарядом (4) сухой бетонной смеси в забой скважины до уровня первоначальной глубины скважины, в результате чего в нижней части скважины создается маловодопроницаемая бетонная пробка-уширение (5) и уплотненная зона (6), практически полностью исключающие в последующем приток воды в скважину (1);
г) послойные отсыпка при поднятой трамбовке щебня и втрамбовывание его в дно скважины (1) трамбовкой (4) до состояния «отказа». Объем каждой порции отсыпаемого щебня составляет 0,020 – 0,025 м3, т.е. на высоту 30 – 35 см. Для создания уширения (5) используется щебень крупностью 20 – 40 мм и прочностью не менее 30 МПа. За состояние «отказа» принимают понижение уплотняемой поверхности равным 0,8 – 1 см за 1 удар трамбовки. В результате втрамбовывания 3 – 4 порций вначале сухой бетонной смеси, а затем щебня в нижней части скважины создается уширенное основание (5) свай диаметром до 0,45 м и высотой до 0,50 м, а также уплотненная зона (6).
В процессе отсыпки и втрамбовывания щебня замеряются, вычисляются и заносятся в «Журнал …» основные параметры, указанные в соответствующих графах. Эти параметры определяются следующим образом: высота сбрасывания трамбовки по меткам, наносимым на трос с точностью ±10 см; полная величина понижения щебня по разности между данными граф 15 и 11; количество ударов (графа 14) непосредственным их подсчетом; величина «отказа» Sа (графа 17) как средняя величина понижения поверхности щебня на последних 5 ударах трамбовки.
В том случае, если 1-я порция щебня полностью втрамбована в грунт, то необходимо приступить к втрамбовыванию 2-й порции щебня до состояния «отказа».
д) установка в скважину (1) внутри обсадной трубы (2) арматурного каркаса (7) с его частичным задавливанием в уширение (5) и заливка в скважину через воронку (8) литого бетона (9) с осадкой конуса 18 – 20 см класса В15 путем свободного его сброса на проектную высоту.
Арматурные каркасы перед их установкой в скважины должны быть очищены от ржавчины и грунта. Основные параметры по установке арматурных каркасов в скважины заносит в графы 18, 19 «Журнала …».
Рис. 1 Технологическая схема устройства буронабивной сваи (БСИу)
1 – скважина; 2 – обсадная труба; 3 – сухая бетонная смесь; 4 – трамбующий снаряд; 5 – маловодопроницаемая бетонная пробка; 6 – уплотненная зона; 7 – арматурный каркас; 8 – воронка; 9 – литой бетон; 10 – буронабивная свая
е) извлечение обсадной трубы (2), в т.ч. с вибрацией, и образование буронабивной сваи (10) с последующим удалением верхнего слоя грунта и устройством ростверка.
В зависимости от конкретных грунтовых условий и оснастки бетонирование ствола сваи может осуществляться после извлечения обсадной трубы или с одновременным ее извлечением.
Не допускаются перерывы в укладке бетонной смеси в скважину на время не более 0,5 часа.
Верхняя опорная часть свай в случае отрывки котлована до отметки низа подготовки под ростверк бетонируется в специальном оголовке.
Бетон приготовляется на месте в малогабаритной бетономешалке.
3.1. В процессе изготовления буронабивных свай с уширенным основанием представителями заказчика, технического и авторского надзора осуществляется постоянный, поэтапный контроль за: