Вреде алкоголя и курения Одна из острых проблем современности – это распространение среди детей и подростков табакокурение и употребление алкоголя. Успешность борьбы с этими вредными явлениями зависит от многих факторов: экономических, социальных, культурных, человеческих.
Необходимо ознакомить детей с историей возникновения курения, из вредности его для организма, способствовать осознанию учащимися негативного влияния курения на здоровье человека, воспитывать сознательное отношение детей к курению, стремление к здоровому образу жизни. Антиалкогольное воспитание имеет целью вооружить учеников знаниями о негативном действии алкоголя с разных точек зрения:
1)биологической – раскрыть действие алкоголя на организм человека, его органы и системы;
2)генетические – объяснить как алкоголь влияет на наследственность, потомство;
С)медицинской – вредность алкоголя для здоровья и долголетия человека ;
4)социологической – влияние алкоголя на производственную деятельность человека, семейные отношения, воспитание детей, травматизм, преступность.
“Неоконченное разговор”
И. Из истории возникновения и распространения алкоголя.
С древних времен алкоголь называют похитителем рассудка. Как свидетельствуют ученые, о свойствах спиртных изделий людям было известно еще около 10 тыс. лет назад. Известный путешественник Миклуха Маклай наблюдал за папуасами Новой Гвинеи, которые еще не умели добывать огонь, но уже владели приемами приготовления хмельных напитков. История не сохранила для потомков имя первого человека, открывшего для мира алкоголь. А вот слово “алкоголь” имеет арабское происхождение и означает оно одурманивания, головокружение. Арабы еще в II-VII веке научились добывать чистый спирт, называя его “душой вина”, но использовали его в основном в медицине. А в Европе только в XIV веке. был изобретен способ дистилляции спирта. Некоторые алхимики окрестили его “огненной водой” и “водой жизни”, вне как человек после употребления алкоголя приобретала чувство молодости, здоровья, становилась веселой, оживленной. Однако вскоре пришло разочарование: вода жизни по злому пошутила над человеком, сознание которого стала задурманеною, а блаженство ненастоящим, мнимым. И тогда ученые и врачи переименовали алкоголь в “воду смерти”.
Относительно вина, то оно особое распространение получило в Греции виноград начали культивировать с 4 тыс. лет до н.е. Покровителем виноградарства и виноделия у греков был бог Дионис. Как греки, так и римляне считали вино божественным даром, о нем слагали легенды, ему посвящали целые театрализованные действа под лозунгом “Помолимся Дионису”. У римлян такие пьяные разгулы назывались “вакханалиями” в честь бога вина Вакха /или Бахуса/.
Злоупотребление, как вина, так позже и водки, конечно, приводило людей к пьянству. Это уже был повод для запрета употребления алкоголя. Основоположник мусульманской религии Магомет /570-632р.г./ запретил всем, кто исповедует Ислам, употреблять спиртное. Об этом записано в священной книге мусульманских законов – Коран.
В Западной Европе в средние века быстро распространилось производство водки благодаря дешевом сырье, из которого добывали спирт – картофель, свекла и т.п.
Водка из Европы попадает в Россию, а затем и в Украину. Торговля водкой в то время приносила большие прибыли, а потому о ее запрете не могло быть и речи. Поэтому постепенно установилась традиция любое знаменательное событие отмечать с помощью спиртного /рождения, смерти, свадьбы и т.д./
II. Влияние алкоголя на организм подростка.
Механизм действия алкоголя до примитивности простой. Действующей основой всех алкогольных напитков является винный спирт /этанол, который вызывает опьянение/. Употребляется этанол впитывается в желудке и тонких кишках, через 1-1,5 часа. его концентрация в крови максимальна. Из крови он поступает в ткани и прежде всего головного мозга и печени. В коре головного мозга этанол угнетает центры, отвечающие за проявление чувств. Пьяные люди не контролируют свои действия и совершают необдуманные поступки, которые нередко заканчиваются трагически. Одну из форм последовательности стадий опьянения образно описал арабский писатель Абуль-Фараде /1225-1286 г.г./: “Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: вначале человек становится похожим на павлина – он петушится, его движения плавны и величавы; затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; далее он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе; наконец он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи”.
Алкоголь – это яд, который поражает головной мозг. Особенно пагубно алкоголь действует на организм подростка, у которого еще не завершился процесс формирования некоторых отделов головного мозга, а также и других важных органов: сердце, легких, желудка, печени, почек. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого, поэтому, что в этом возрасте ткани сильно насыщены водой и быстро впитывают и распространяют алкоголь по всему телу, При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% /это соответственно 0,5 л. водки/ у подростка может наступить смерть. Для детей эта доза составляет 1ОО-150 г, для грудных детей – 10-15 г. водки.
Второй после мозга в организме алкоголем поражается печень, в которой происходит его расщепление. Накопление алкоголя в печени приводит к тяжелой болезни цирроза, которая почти всегда сопровождай хронический алкоголизм.
Алкоголь пагубно воздействует на пищевод и желудок, нарушая выделение и состав желудочного сока. От этого хуже усваивается пища, что в свою очередь негативно влияет на рост молодого человека.
Алкоголь отравляет также бронхи и легкие подростка, они становятся ослабленными и, открывают “ворота” для других инфекций, что может привести к заболеванию органов дыхания.
Очень чувствительно реагирует на алкоголь сердце. Оно меняет свой ритм, частоту сокращений обменные процессы в сердечной мышце.
Наконец, необратимые изменения происходят в крови. Снижается защитное свойство крови, замедляется движение эритроцитов, которые разносят кислород по организму человека, ухудшается свойство
свертывание крови.
Итак, можно сделать вывод, что изживание подростками и детьми алкоголя не просто не желательно, а не допустимо.
III. Почему подростки начинают употреблять алкоголь?
Кто-то прошел по траве, вспаханному, засеянном поле – остался след. Второй, третий раз – образовалась тропа, потом дорога. Пройдет время, где было поле, уже будет широкая магистраль… То же самое происходит с человеком, который начинает употреблять на первый взгляд безопасные напитки /пиво, вино и т.п./. Алкоголь – это один из самых доступных и распространенных наркотиков, имеет свойство вызывать постепенное привыкание к нему, так называемую алкогольную зависимость.
Некоторым подросткам кажется, что алкоголь веселит, подбадривает, поднимает настроение, что человек под его действием становится более раскованной, уверенной в себе. Но вспомните слова Джека Лондона: “Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы становимся слабыми, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из затруднительного положения. Но эти обещания лживы: обмануте душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна: под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей”.
Почему же подросток начинает пить спиртное? Причин несколько. Сначала – простое любопытство. Иногда для самоутверждения, в том числе, “потому что мне это нравится”, “потому что приятно быть немного опьяневшим”, “потому что мне скучно”. Другая группа причин – это давление со стороны сверстников и нежелание отстать от них. Мотивируется это так: “потому что мои друзья тоже пьют” “чтобы друзья не считали меня мокрой курицей” “потому что большинство взрослых тоже пьют” “чтобы легче общаться с другими людьми”. Очень часто подростки получают первую дозу алкоголя с рук взрослых дома по поводу какого-то праздника. А в семьях, где один из родителей или оба злоупотребляют: алкоголем детей иногда приучают к выпивке просто так “за компанию”. Еще одной из причин пьянства является снятие психологической напряженности: “чтобы придать себе смелости и уверенности” “чтобы было спокойнее” “чтобы было легче говорить с людьми”.
Мальчики чаще и в более раннем возрасте пробуют спиртное, чем девочки. Причем до 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат вином” или ребенок сам из любопытства пробует спиртное.
Часто ни взрослые, ни подростки не задумываются над тем, что при употреблении алкоголя постепенно формируется состояние, когда организм человека перестает бороться с этой отравой. Исчезают даже неприятные ощущения отравления и защитные рефлексы /рвота, тошнота, головная боль и т.п./.
3’являються даже приятные ассоциации, связанные с запахом и вкусом вина или другого спиртного. Затем развивается привыкание, потребность в приеме алкоголя, а это может привести к тяжелой болезни -алкоголизму.
Алкоголь, табак и наркотики – три головы одного чудовища, которое имеет страшную власть над людьми, особенно детьми и подростками.
Предлагаем разработки массовых мероприятий.
Устный журнал “Вредная привычка”
Первая страница. Чтобы долго жить, надо иметь крепкое здоровье. А чтобы иметь крепкое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни предполагает пребывание на свежем воздухе, правильное питание, соблюдение режима дня, занятия физкультурой и спортом, закаливания и т.п. Кроме того, следует беречь свой организм от того, что его ослабляет, в частности от плохих вредных привычек. Одной из таких привычек является курение.
Иногда дети начинают курить не задумываясь о последствиях. Перед каждым человеком в жизни встает выбор – курение или здоровье.
А сделать правильный выбор вам поможет наш устный журнал “Вредная привычка”.
1-й ведущий. Первая страница нашего журнала посвящена истории курения. /Ведущий демонстрирует первую страницу, на которой изображен остров с пальмами и растение – табак/.
Сегодня на странице нашего журнала выступит известный путешественник, первооткрыватель Америки Христофор Колумб.
Христофор Колумб 12 октября 1492 года я плыл океаном вместе со своей командой на корабле “Санта Мария” и приплыл к неизвестной земле. Тогда мы еще не знали, что откроем новый материк, который позже назовут Америка». Мы пристали к одному из Багамских островов.
Местные жители встретили нас очень радушно. Мы обратили внимание на то, что туземцы туго скручивают сухие листья какого-то растения, поджигают их и вдыхают дым, который образуется при этом. Такие скрутки сухих листьев местные жители называли “табако” и охотно предлагали их гостям в знак привязанности. Потом мы пристали к берегам Кубы. Жители этого острова тоже жгли подобные трубочки и называли их “сигаро”. Мы с удивлением и отвращением смотрели на странный обычай. От этого вонючего дыма кружилась голова, и даже можно было упасть в обморок.
Однако, семена табака мы привезли бы Испанию, где возникли первые в Европе табачные плантации. Очень скоро матросы научились курить. Солдаты испанской колониальной армии, колонисты, торговцы, которые посещали Новый Свет стали первыми курильщиками табака.
2-й ведущий. Табак сначала использовали как декоративное растение. Позднее сложилось представление о его необычайные лечебные свойства. Французская королева Екатерина Медичи страдала от головной боли. Французский посол в Португалии Жан Шко преподнес ей в подарок листья и семена табака. Королева чувствовала себя лучше, когда нюхала его. На этом Нико прославился. С его именем связана ботаническое название табака и его основного действующего вещества – алкалоида никотина.
1-й ведущий. Однако увлечение “лечебными” свойствами табака скоро прошло, потому что случались отравления им. Начались преследования курильщиков. Духовенство обвиняло их в связях с дьяволом. Курильщиков стали жестоко наказывать. Так, в Турции султан Мурад IV в 1663р. за курение ввел смертную казнь. В Персии /Иране/ за курение вырывали ноздри. В Англии в ХVШ века. курильщиков водили по улицам с веревкой на шее, а иногда им рубили головы и выставляли напоказ с трубкой во рту.
В России царь Михаил Романов приказал за курение табака бить палками, или отрезать нос и уши. Однако царь Петр, сам научившись в Голландии курить, отменил запрет на курение. Он ввел большой налог на табак в пользу государства за торговлю табаком. Курение чрезвычайно быстро стало распространяться среди всех слоев населения: бедных и богатых.
2-й ведущий. Человечество отнеслось к табаку очень доверчиво и легкомысленно. В XX веке неизмеримо вросла армия курильщиков. Курить начали женщины, молодежь, даже дети.
Вторая страница нашего журнала называется “Детский организм и курение”. /Ведущий открывал рисунок: изображение двух мальчиков. Один из них – худой и немощный, а второй здоровый с розовыми щеками. А также нарисовано легкие здорового и больного мальчиков/.
К нам пожаловал известный герой книги Марка Твена Том Сойер. Он вам расскажет, что с ним произошло.
Том Сойер. Вы читали друзья, о мои приключения, моя жизнь? Я вам припомню один случай. Я часто наблюдал, как курит мой товарищ Гек и мне захотелось попробовать вместе со своим другом Джо. Мы набили трубки табаком и начали потихоньку втягивать дым. Он был неприятен на вкус и нас начало тошнить. Мы продолжали втягивать дым и разговаривать. Но разговор не клеился, потому что мы начали себя странно чувствовать. Мы начали плеваться, слезы капали из глаз, и каждый раз нас тошнило. Мы перестали разговаривать. Руки наши ослабли, трубки выпали из рук. Нас нашел мой друг Гек. Мы были очень бледны и спали. Вечером мы все еще себя плохо чувствовали. После того мы никогда не курили.
1-й ведущий. Друзья, вы, наверное, вы слышали, что курение называют забавой для дураков. Ведь табачный дым – это воздух и продукты горения табака. В табачном дыме есть также ядовитые вещества, как никотин, синильная, муравьиная, масляная и серная кислоты, оксид углерода, свинец, мышьяк, радиоактивный полоний, табачный деготь. Капля никотина убивает лошадь. Это действительно так. Большое сильное животное падала от капли страшного яда. Очень чувствительны к никотину птицы.
Если голубя поместить под стеклянный колпак и впустить туда дым от одной сигареты, через несколько минут он погибнет.
2-й ведущий. А вот какой непоправимый вред наносит курение организму человека, а особенно детям и подросткам, вам расскажет наш гость врач-нарколог.
Выступление врача.
Третья страница нашего журнала называется “Почему люди курят?” /Демонстрируется рисунок: стоят и курят мужчина и женщина и дают прикурить сигарету малому парню/.
Ребята считают геройством выкурить сигарету тайком от взрослых. “Я курю – значит, я самостоятельный человек”. Конечно в возрасте до 17 лет начинают курить через простое любопытство или бессмысленное следование моде, товарищей. И если человек не начал курить до 20 лет, то она в основном не курит и впоследствии.
Поэтому, чтобы не отстать от своих друзей и выглядеть взрослым, парень душится папиросной дымом. Впервые, второй раз, третий раз… И вот он уже вырос. Тому же теперь, став сознательным человеком, он и дальше курит? Это проявляется коварство табака и его основной составляющей -никотина. Курение быстро приобретает характер устойчивой привычки, от которой трудно избавиться. Возникает болезненное пристрастие к табаку, что-то вроде наркомании. Уже через 2-3 часа у человека возникает непреодолимое желание зажечь. Коды сигареты нет, она пытается заполучить ее. При этом могут наблюдаться сердцебиение, томность, подавленное настроение. Некоторые люди бросают курить. И к сожалению, большинство не могут этого сделать.
Бывают случаи, когда взрослые или подростки приучают детей к сигаретам, чтобы потом использовать их как нищих, воров.
Часто начинают курить девочки. Когда они курят, то мальчики обращают на них внимание. Но есть много других способов привлечь к себе внимание. А неприятный запах изо рта может только оттолкнуть от вас людей, которые вам нравятся.
Курение – это проявление трусости. Надо не бояться трудностей и не опускать рук. Ищите помощи и поддержки у родных и друзей, если сами не можете избавиться от вредной привычки. Не берите пример с людей, которые курят. Если ваши папа или мама курят, то за год прокуривают до 600 гривен. Которая была бы это материальная помощь семье. Скажем курению “НЕТ”. Сделаем правильный выбор. Ведь вместо курения можно кушать конфеты, грызть семечки или орешки, занимать свое время чем-то интересным: рисовать, лепить, вышивать, выпиливать, коллекционировать, заниматься спортом, рыбалкой, ходить в библиотеку, читать книги, работать за компьютером.