Вреде алкоголя и курения Одна из острых проблем современности – это распространение среди детей и подростков табакокурение и употребление алкоголя. Успешность борьбы с этими вредными явлениями зависит от многих факторов: экономических, социальных, культурных, человеческих.
Необходимо ознакомить детей с историей возникновения курения, из вредности его для организма, способствовать осознанию учащимися негативного влияния курения на здоровье человека, воспитывать сознательное отношение детей к курению, стремление к здоровому образу жизни. Антиалкогольное воспитание имеет целью вооружить учеников знаниями о негативном действии алкоголя с разных точек зрения:
1)биологической – раскрыть действие алкоголя на организм человека, его органы и системы;
2)генетические – объяснить как алкоголь влияет на наследственность, потомство;
С)медицинской – вредность алкоголя для здоровья и долголетия человека ;
4)социологической – влияние алкоголя на производственную деятельность человека, семейные отношения, воспитание детей, травматизм, преступность.
“Неоконченное разговор”
И. Из истории возникновения и распространения алкоголя.
С древних времен алкоголь называют похитителем рассудка. Как свидетельствуют ученые, о свойствах спиртных изделий людям было известно еще около 10 тыс. лет назад. Известный путешественник Миклуха Маклай наблюдал за папуасами Новой Гвинеи, которые еще не умели добывать огонь, но уже владели приемами приготовления хмельных напитков. История не сохранила для потомков имя первого человека, открывшего для мира алкоголь. А вот слово “алкоголь” имеет арабское происхождение и означает оно одурманивания, головокружение. Арабы еще в II-VII веке научились добывать чистый спирт, называя его “душой вина”, но использовали его в основном в медицине. А в Европе только в XIV веке. был изобретен способ дистилляции спирта. Некоторые алхимики окрестили его “огненной водой” и “водой жизни”, вне как человек после употребления алкоголя приобретала чувство молодости, здоровья, становилась веселой, оживленной. Однако вскоре пришло разочарование: вода жизни по злому пошутила над человеком, сознание которого стала задурманеною, а блаженство ненастоящим, мнимым. И тогда ученые и врачи переименовали алкоголь в “воду смерти”.
Относительно вина, то оно особое распространение получило в Греции виноград начали культивировать с 4 тыс. лет до н.е. Покровителем виноградарства и виноделия у греков был бог Дионис. Как греки, так и римляне считали вино божественным даром, о нем слагали легенды, ему посвящали целые театрализованные действа под лозунгом “Помолимся Дионису”. У римлян такие пьяные разгулы назывались “вакханалиями” в честь бога вина Вакха /или Бахуса/.
Злоупотребление, как вина, так позже и водки, конечно, приводило людей к пьянству. Это уже был повод для запрета употребления алкоголя. Основоположник мусульманской религии Магомет /570-632р.г./ запретил всем, кто исповедует Ислам, употреблять спиртное. Об этом записано в священной книге мусульманских законов – Коран.
В Западной Европе в средние века быстро распространилось производство водки благодаря дешевом сырье, из которого добывали спирт – картофель, свекла и т.п.
Водка из Европы попадает в Россию, а затем и в Украину. Торговля водкой в то время приносила большие прибыли, а потому о ее запрете не могло быть и речи. Поэтому постепенно установилась традиция любое знаменательное событие отмечать с помощью спиртного /рождения, смерти, свадьбы и т.д./
II. Влияние алкоголя на организм подростка.
Механизм действия алкоголя до примитивности простой. Действующей основой всех алкогольных напитков является винный спирт /этанол, который вызывает опьянение/. Употребляется этанол впитывается в желудке и тонких кишках, через 1-1,5 часа. его концентрация в крови максимальна. Из крови он поступает в ткани и прежде всего головного мозга и печени. В коре головного мозга этанол угнетает центры, отвечающие за проявление чувств. Пьяные люди не контролируют свои действия и совершают необдуманные поступки, которые нередко заканчиваются трагически. Одну из форм последовательности стадий опьянения образно описал арабский писатель Абуль-Фараде /1225-1286 г.г./: “Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: вначале человек становится похожим на павлина – он петушится, его движения плавны и величавы; затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; далее он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе; наконец он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи”.
Алкоголь – это яд, который поражает головной мозг. Особенно пагубно алкоголь действует на организм подростка, у которого еще не завершился процесс формирования некоторых отделов головного мозга, а также и других важных органов: сердце, легких, желудка, печени, почек. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого, поэтому, что в этом возрасте ткани сильно насыщены водой и быстро впитывают и распространяют алкоголь по всему телу, При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% /это соответственно 0,5 л. водки/ у подростка может наступить смерть. Для детей эта доза составляет 1ОО-150 г, для грудных детей – 10-15 г. водки.