Сукновальная глина для керамического производства не имеет никакого значения, ибо в воде распадается в тонкий нежный порошок и образует совершенно не пластичную кашицу. Вследствие этой своей способности в воде распадаться в порошок и в таком виде впитывать в себя жиры, глина эта применяется при валянии сукон, откуда и ее название. Иногда ее подмешивают к глине гончарной, если эта последняя обладает слишком большой пластичностью, как увидим далее, имеющей свои неудобства.
Оставляя совершенно в стороне мергели и охры, хотя мергель и подмешивается иногда в глину, когда требуется повысить в ней содержание извести, скажем еще несколько слов о глине обыкновенной и кирпичной. Глина эта представляет собой смесь глины с кварцевым песком и с большим или меньшим количеством охры, а иногда и извести : она окрашена в бурый или желтый цвет, обладает сравнительно малой пластичностью и не особенно огнеупорна.
Обыкновенная гончарная глина представляет собою наиболее
распространенный и почти повсюду встречающийся материал. Разностей этой
глины очень много и даже в одной и той же местности никогда нельзя найти
мало-мальски сходных образцов; от примеси окислов железа они всегда
окрашены в коричневый и ржавчинный цвет, которые при обжиге переходят в
красноватый. В сухом состоянии эти глины представляют массу плотную,
твердую и шероховатую. Обработанная водой дает липкую и пластическую
массу, издающую довольно сильный характерный для этих глин запах: глины
эти почти всегда содержат от 5 до 15% кварцевого песка. Самый лучший
материал для производства цветочных горшков и плошек — это глина,
содержащая 5-8% кварцевого песка; содержание небольшого количества окиси
железа и углекислой извести полезно, так как изделия могут быть обожжены
при более низкой температуре. Но содержание значительного количества
извести, особенно в виде даже мелких кусочков — не допускается. Если в
обыкновенной гончарной глине содержание песка превосходит 15-18%, то такая
глина мало пригодна для горшков, потому что у них могут обсыпаться края, и
вообще получается очень непрочная посуда. Такую глину можно исправить
прибавкою к ней пластической глины; но обыкновенно все прибавки, т.е.
песка к жирной, пластической глине и глины — к тощей глине — обходятся
дорого, даже и в тех случаях, когда эти материалы легки и дешево достаются
на месте.
Из материалов, которые полезно подмешивать к глине для данного производства особенно отмечаем растительные вещества, как-то : торфяной однородный порошок, древесные опилки, мелко-рубленную солому, мякину, порошок древесного угля и др. Чем пластичнее глина, тем примесь этих материалов может быть большею, но вообще не должна превышать от 1/10 до 2/10 частей глины, по весу.
В цветочных горшках имеет значение цвет, принимаемый ими после обжига. Наиболее практичный цвет горшков темножелтый и красный, так как они не только более прочны, но и лучше противостоят охлаждению почвы в горшке при понижении внешней температуры. Самыми худшими будут белые горшки как слабо поглощающие тепловые лучи. вет горшков после обжига в значительной мере зависит от содержания в глине окислов железа и отчасти от температуры обжига. Если температура обжига не превышает 400-600 град/Р. и глина содержит 10-15% окислов железа, то обожженные горшки будут иметь темно-красный и красный цвет. При содержании окислов железа в глине менее 3%, после обжига предметы получают белый и бело-желтый цвет.
Приступая к гончарному производству, чрезвычайно важно бывает прежде всего решить вопрос, насколько для желаемых изделий пригодна имеющаяся под руками глина. Лучший ответ на этот вопрос даст химический и механический анализ глины, но для его производства нужна химическая лаборатория, нужны известные химические познания и опыт, и потому мы этих исследований, не доступных для большинства мелких производителей, для которых исключительно и назначаем свою книжку, касаться совершенно не будем и укажем только, какими более или менее простыми и доступными способами можно исследовать глину касательно выше разобранных ее свойств, наиболее важных в техническом отношении, т.е. относительнее пластичности и пористости при обжиге.
Мы указывали уже выше, что глины пластичные всегда труднее размачиваются, т.е. требуют для своего насыщения водою большего времени. Вот этой-то особенностью и можно пользоваться при определении пластичности. Из глиняного, хорошо на воде замешенного, теста лепят брусок, затем дают ему на воздухе совершенно высохнуть. Такой высохший брусочек затем погружают в воду и наблюдают, на сколько быстро будет итти насыщение его водой, и на сколько сильно при этом произойдет деформирование бруска. Вполне тощие глины при этом весьма быстро рассыпаются в порошок, а чем глина жирнее, тем больше требуется для насыщения водой времени, и тем слабее выражается деформация первоначальной формы. Весьма хорошо иметь при этом образцы заведомо сильно жирных или наоборот и тощих глин, а еще лучше глин заведомо-пригодных для изготовляемого товара и производит пробы параллельно и в совершенно одинаковых условиях для этих образцов и глин испытуемых.