Один из ключевых трендов современного SEO – работа с локальным поиском. Сайты, не являющиеся родными в целевом регионе, уступают поисковые позиции более релевантным региональным проектам.
Это вполне логично — зачем пользователю, желающему купить кирпич в Самаре, видеть компанию из Бобруйска, готовую привести в Самару желаемый продукт? Правильнее показать список локальных игроков строительной отрасли.
Но если бобруйская компания внезапно открыла в Самаре филиал, то продажа кирпича в заданном регионе уже действительно интересна, как пользователю, так и бизнесу. Вот только что нужно сделать, чтобы о филиале бобруйского бренда узнали самарские пользователи? Ведь у сайта уже есть региональная связка, да и немалое количество элементов продвижения было завязано на родном городе бизнеса.
Вариантов действий немного: сделать отдельный сайт под новый город, пытаться продвигать единые страницы под два региона (что довольно проблематично, особенно если речь идет о продвижении не лидирующего в своей отрасли бренда), использовать поддомены.
Бюджетный вариант — создание отдельного лендинга под Самару, и он довольно неплох и даже эффективен (проверено).
Второй вариант несет в себе множество рисков, и результат от его использования в рамках нынешних поисковых алгоритмов может вас не удовлетворить.
Третий вариант — поддомены, требует грамотного подхода, бюджетов, человекочасов, но и дает он (особенно при совмещении с первым вариантом), значительные плоды. О нем мы сегодня и поговорим.
Результаты и бремя реализации
Работа с поддоменами — одна из интереснейших составляющих локализации сайтов. Суть поддомена проста — мы создаем проект внутри проекта, ранжирующийся уже по своим законам поиска.
Например, у сайта imperiya-pola.ru под Челябинск создана локальная версия chel.imperiya-pola.ru, к которой закреплены свой физический адрес и телефон. Локализованы и другие компоненты контента: текстовые описания, title, description, цены. Как результат, челябинская версия межрегионального бренда получила локальный статус и преимущества в ранжировании перед федеральными проектами.
Но просто ли это реализовать? Нет, непросто.
В нашем случае, мы решали задачу с поддоменами на уровне CMS (движка сайта), по умолчанию не приспособленного под данное действие.
Первый задуманный вариант реализации подразумевал копирование сайта целиком на новый поддомен и его локализацию под регион. Такое решение мы отвергли, так как оно несло в себе миллион рисков и дубляжей дальнейших действий поддержки проекта. Кроме того, копирование всего сайта на регион привело бы к удвоению занимаемого серверного пространства, что в дальнейшем стало бы серьезным препятствием к масштабированию и выходу на новые регионы. Представьте, с выходом на новый регион, приходилось бы делать еще одну копию сайта, и так, снова и снова. Очевидно, здесь мы видим неэффективное использование ресурсов. Решение совершенно не изяшно.
Оценив недостатки этого варианта, и ряда других, мы остановились на пути создания ревизий компонентов базы данных. Физически, сайт остался один (что экономит серверные ресурсы), но для конечного пользователя и поисковых машин — сайт без поддомена (ранжирование: Екатеринбург) и с поддоменом (ранжирование: Челябинск) отличны друг от друга.
В рамках ревизии мы вычленили элементы контента, которые должны разниться на сайтах. Таковыми стали: цена, описание, мета-описание, заголовки, описания категорий. Остальное — общее для поддомена и корневого домена.
Для реализации ревизий мы написали отдельный фреймворк поверх действующей «Империи Пола», позволивший уникализировать заданные поля без необходимости копирования всего сайта. Задача потребовала порядка 80 часов активной разработки. Не меньшее бремя легло на контент-менеджеров, подготовивших и продолжающих готовить локальные материалы на челябинскую версию сайта.
Существенные временные затраты на реализацию поддомена позволили нам создать свою челябинскую версию проекта и получить интересуемые позиции в серче. В дальнейшем, написанный универсальный фреймворк ревизий мы используем и на других проектах, где возможности CMS не позволяют из коробки реализовать то, что было проделано.
В будущем, я предвижу снижение значимости использования поддоменов в достижении положительных результатов в локальном поисковом продвижении, но если это и произойдет, то сегодня и не в ближайшие годы. Поддомены — значимый инструмент ранжирования проекта, таящий в себе немало острых краев и нюансов.