КАК УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ НАЙТИ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБЕ? В своем предыдущем сообщении Ларри Ферлазо, учитель английского языка и социальных дисиплін в Сакраменто, Калифорния, США рассказывал про внутреннюю и внешнюю мотивацию (больше про эти виды мотивации здесь –на английском) и описывал четыре ключевые предпосылки к внутренней мотивации: самостоятельность, совершенствование, близость и актуальность.
С прошлого поста автора мы взяли краткие определения этих четырех предпосылок:
– Самостоятельность – это иметь возможность частично контролировать, что и как должно происходить;
– Совершенствование – это ощущение у ученика, что он/она становится более успешным в том, что делает;
– Близость – то есть занятия позволяют учащимся почувствовать себя более связанными с одноклассниками и учителем, они чувствуют заботу от людей, которых уважают (то есть учителей);
– Актуальность – ученики чувствуют, что задачи, которые они выполняют, несут определенную ценность, они понимают как усвоен материал относится к их жизни или поможет в достижении мечты. В этой заметке автор делится рекомендациями, как воплощать эти четыре принципа в классе.
Самостоятельность
Одним из подходов к развитию самостоятельности в учениках есть предоставлять свободу выбора. Педагоги обычно предоставляют свободу выбора в определенных вопросах организации учебного пространства или процесса обучения. Выбором в организации учебного пространства, к примеру, может быть то, что ученики сами выбирают, где сидеть в классной комнате или самостоятельно формируют малые учебные группы для практических задач. Выбор организации процесса обучения – это например, когда дети сами выбирают домашнее задание из списка, представленного учителем или сами решают в каком формате выполнить задание – в тетради, подготовить презентацию или нарисовать плакат.
Однако, некоторые исследователи считают, что наиболее эффективным в утверждении самостоятельности учащихся является третьей простор для выбора – когнитивный выбор. Этот принцип когнитивной автономии включает:
– Проблемно-ориентированное обучение, когда малая группа учащихся должна предложить решение проблемы/задачи, которую озвучил учитель или сами ученики. Представьте себе перерыв, на котором дети радуются солнышку и обсуждают, что нужно для колонизации Марса или почему стоит есть здоровую пищу;
– Ученики сами себе устанавливают домашнее задание в зависимости от пройденного материала;
– Учащиеся делятся с классом процессом своего «мышления», то есть как они пришли к решению данной задачи.
Совершенствование
Правильно донесен до ученика обратная связь занимает 10-е место среди 150-ти техник, которые помогают ребенку учиться, утверждает образовательный аналитик Джон Гати.
Как говорит Кэрол Дуэк, когда учитель хвалит ученика, это знеохочує ребенка до креатива и дальнейших попыток, ведь он/она не хочет рисковать «новым статусом». С другой стороны, когда вы хвалите ребенка за старания, ученик достигнет лучших результатов, ведь больше стараться: «Павел, это очень поразительно, что ты аж два варианта сочинений и еще и попросил Даниила их проверить. Что тебя побудило приложить столько усилий?» Подробнее об этой идее вот здесь (с рус. субтитрами).
Но как правильно донести отрицательную обратную связь до учеников? Исследование говорит о том, что для результативного обучения положительного отношения к отрицательной обратной связи должно быть от 3:1 до 5:1. В помощь учителю может прийти методика «плюсования», которую успешно использует студия Пиксар. Вот часть интервью с Питером Сімсом в Нью Йорк Таймс (The New York Times), автором методики:
«Основная идея метода заключается в том, чтобы донести свою мысль без использования оценочных высказываний. К примеру, аніматорка, которая работала над рисунками к «Истории игрушек 3», рассказывает: «Вместо того, чтобы критиковать мои рисунки, или говорить «это не годится», наш директор скажет что-то типа: «Я люблю глаза Вуди, а если представить, что его глаза повернуты немного влево?». Директор предлагает свое видение и избегает критики из-за использования простого слова «если» и подрядных связи предложений через «а» а не через «но» или «однако»».
«А» и «если» могут стать позитивными словами-паразитами в словаре педагога!
Близость
Хорошие отношения с учителем, которого ученики уважают, является ключевым элементом в самомотивации ученика.
Вот 4 простые предложения как такие отношения строить:
– Интересуйтесь своими учениками
Узнавайте о их стремления и мечты. Интересуйтесь тем, что происходит в их жизни. Другими словами, общайтесь ушами, а не ртом. Но пусть это не будет одностороннее взаимодействие – также делитесь своими историями и идеями.
– Ведите себя дружелюбно
Смейтесь, шутите.
– Выполняйте программу, но будьте гибкими.
Один мой ученик никогда не писал сочинения в школе. И он хотел удержать свой статус рекордсмена и тогда, когда класс получил задание написать сочинение о самой глобальную катастрофу. Я знал, что он увлекается футболом и видеоиграми. Поэтому, я поставил ему задачу – если он использует в произведении те конструкции предложений, которые мы тогда изучали, он может написать про свою любимую футбольную команду или видеоигру. Он написал два произведения – и про футбол и про игры.