Хороший читатель начинается с семьи
Информационный дайджест “Только там, где читают родители, растет ребенок, который читает”, – сказал Януш Корчак. И это действительно так. Интерес к чтению в значительной степени зависит от отношения к книге в семье.
Воспитание любви к книге начинается именно с того момента, когда ребенок впервые перелистает страницы красиво иллюстрированной книги. Читая ребенку книжку, показывая рисунки, родители знакомят его с окружающим миром именно со страниц книги. Не умея еще разговаривать, ребенок “читает” – безошибочно показывает рисунки с изображением зверей, птиц, героев сказок.
Василий Сухомлинский писал: “Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать: с этого умения оно только начинается…”
Существует мнение о том, что врожденные способности к чтению у детей проявляются только в возрасте от 18 месяцев до 3-х лет. А вот психологи считают, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать сложно, иногда практически невозможно.
Что же такое семейное чтение? Актуально ли оно в время компьютерных технологий? Не позабытые семейные чтения в наших семьях?
Главное отличие семейного чтения от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его личности.
Семейные чтения – это своеобразная древняя традиция интеллигенции. Это форма общения, в которой участвуют как минимум трое: ребенок, родители и автор книги. Семейное чтение – это разговор родителей с детьми о морали, стимулом которого является совместное чтение произведений литературы. Это монолог ребенка, в котором она размышляет над содержанием произведения, стремится выявить и выразить его нравственную идею.
Давно заметили: пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. А когда идет в школу, то родители думают, что теперь будет читать сама. И разговор с дочерью или сыном сводится к школьным предметам и оценок. Вот здесь на помощь приходит семейное чтение. Во время такого чтения мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения и авторитета, и родители замечают, что их дети повзрослели. Они обсуждают вместе прочитанные книги, обмениваются мнениями, зачитывают интересные моменты, вместе переживают за героев книг, смеются и плачут. Учатся не розгублюватися в жизненных опасностях, а это именно то, что каждый ребенок должен уметь.
Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, не смотря на банальность, это утверждение верно. Чем больше читает ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и знатиметься в людях. Привлекая детей к чтению, мы тем самым помогаем им быть успешными в жизни.
Если до недавнего времени книга была для человека основным источником информации, а чтение – популярным способом проведения досуга, то теперь у нее появились могущественные соперники – телевидение, компьютер, видеоигры. Сейчас много кто считает чтение „лишней тратой времени”, отдавая предпочтение экранизируемым версиям произведений. Но книга – вечна. Ее ничто заменить не сможет. Привитие детям интереса к чтению, констатирует наука, на 90% зависит от родителей. Но заставить ребенка читать невозможно, книгой нужно заинтересовать. Каждая книга должна прийти к ребенку в соответствующем возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Что же может сделать библиотека? Как и чем библиотекари помогают семье, родителям в организации семейного чтения?
Проблема „родители и чтение детей” общественно значимая. Опыт библиотек для детей Украины показывает, что сотрудничество семьи и библиотеки становится все более актуальной и более востребованной. Библиотеки определяют пути взаимодействия, формы и методы работы с родителями и детьми.
Первоочередной задачей библиотеки является организация комплектования фонда в помощь семейному чтению. Выделить нужную литературу на отдельный стеллаж, посвященную свободному чтению членов семьи, семейной педагогике, психологии, проблемам семьи, культуре семейных отношений.
Следует обратить особое внимание художественному оформлению тематических стеллажей. Они должны систематически обновляться и быть привлекательными.
Интересными и полезными для родителей станут периодические издания “Ангелятко”, “Ангеляткова наука”, “Сказка”, “Яблонька”, “Мир ребенка”, “Профессор Крейд”, “Подумай и разгадай”, “Логопед”, “Познайка”, “Страна знаний”, “Веселая перемена”, “Шмель” и другие.
Для родителей, бабушек и дедушек написать приглашение посетить библиотеку и предложить для них анкету о чтении их детей и внуков. А также рекомендовать совместные чтения книг родителей и детей. Редактирование с целью совершенствования справочно-библиографического аппарата по данной тематике. В систематической картотеке статей выделить тематические рубрики „Семейное воспитание”, “Сценарии семейных праздников”, “Одаренные дети”.
Создать информационный центр “Родительская азбука”, где разместить для родителей соответствующую литературу, информацию о полезных сайтах интернета, папки накопительной информации: “Развиваем интеллект ребенка”, “Дошкольная педагогика”, “Психология семьи”, “Для вас, папы”, и тому подобное. Желательно оформить стенд „Лучшая читающая семья”, который представляет детей и родителей, самых активных посетителей библиотеки. Проводить групповое и индивидуальное информирование родителей.