Дипломная работа по психологии обычно состоит из двух частей – теоретической и практической. Вторая часть часто включает в себя две главы: аналитическую и проектную. Очень часто студенты считают, что с легкостью справятся с написанием первой главы работы, определяя для себя как сложную вторую, эмпирическую часть. И …получают негативную обратную связь от научного руководителя. Анализ типичных ошибок студентов позволяет сформировать их в несколько групп:
- отрыв теории от эмпирики: материал, описанный в первой главе дипломной работы по психологии не имеет отношения к тому, что студент исследует во второй главе дипломной работы. Например, студент Иван К., написав дипломную работу по социальной психологии, получил ее обратно с комментарием преподавателя: «Не проработана первая часть работы!», хотя Иван старался при написании, сделал хорошие выводы…
- слишком много теоретического материала. Психология – наука древняя, накоплен большой багаж знаний, по многим популярным темам (например, «гендерные различия в разрешении конфликтов», «особенности мышления младшего школьника», «психологическая готовность к обучению в школе», «социально – психологические условия развития ребенка», «эмоциональное выгорание», «стрессоустойчивость» и др.) имеется обширный материал. Как следствие, студенты стремятся включить в свою работу как можно больше, не отделяя главного от второстепенного. В этом случае объем теоретической части может оказаться слишком большим. Так, например, студентка Анна М. получила такую обратную связь от педагога, после сдачи диплома по психологии конфликта: «Сократите материал! Слишком много!».
- нет проработанных выводов. Студенты при написании дипломной работы делают акцент на выводах эмпирического плана, не фиксируясь на теоретических. Вместе с тем, теоретическая глава – это тоже исследование, анализ источников. Так, Дмитрий В. не был допущен к защите диплома по психологии свои научным руководителем: «Я не вижу, что вы завершили теоретическое исследование!»
Таким образом, дипломная работа по психологии требует внимания как к первой главе, так и ко второй. Части должны представлять собой единое целое, позволяющее достигнуть цели, поставленной исследователем.