Техника “5-4-3-2-1”.
Техника поднятия руки (стенограмма семинара).
С. Горин: Как мне кажется, люди разочаровываются в занятиях саморегуляцией из-за того, что выбирают слишком сложные методики и ставят перед собой слишком сложные для начала цели. Тем, кто решил овладеть классической аутогенной тренировкой по Леви-Шульцу, надо бы с самого начала учитывать, что для хорошего овладения первой ступенью этой методики требуется довольно высокий интеллект, хорошее воображение и два года занятий. Самогипноз удобнее для деловых людей тем, что позволяет серьезно сэкономить время — уже на первом занятии вы кое-чего добьетесь. Первая из техник самогипноза — уже известный вам шаблон “5-4-3-2-1”, который вы изучали по теме “официальное наведение транса”. Возьмите упражнение No 10 и сделайте его, находясь и в роли гипнотизера, и в роли гипнотизируемого одновременно. В этом варианте шаблон “5-4-3-2-1” даже удобнее, поскольку вам не нужно думать о том, что ваш партнер видит, слышит и чувствует — вы и есть партнер для самого себя! Другая техника самогипноза, техника поднятия руки, является одной из самых старых среди приемов гипнотизирования. Эта техника относится к классическому гипнозу, но Милтон Эриксон очень любил применять ее. Кому-то она кажется сложной для исполнения, кому-то простой… Я хочу, чтобы у вас был выбор. Мы сделаем эту технику в качестве упражнения.
Упражнение No 19: Выполняется индивидуально, по шагам.
Шаг 1. Вспомните любой пример подсознательного движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется “само”. Или это может быть (у курильщика) движение руки в карман за сигаретой. Или, когда вы едете в автомобиле рядом с шофером, и на дорогу кто-то выбегает, и шофер давит ногой на тормоз, и ваша нога тоже упирается в пол. Вспомните, что бессознательные движения порывисты, иногда производят впечатление неуверенных, рука при движении подрагивает…
Шаг 2. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки подробно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены — остается то, что называется “тонус мышц”). Ваша задача — почувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.
Шаг 3. Задайте себе вопрос: “Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это движение?” Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что к руке привязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его (“Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть”).
Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что это — наиболее естественное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение руки ко лбу с углублением наступающего транса. (Можно представить, что между рукой и лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что момент прикосновения руки ко лбу будет вам очень приятен, это будет достижением самого глубокого транса, который вам нужен сегодня.
Шаг 5. Использование транса. В данном упражнении — вспомните одну ситуацию, которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах (неважно, было ли это успешным выполнением задания на работе, или приготовлением очень вкусного блюда).
Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе и свяжите это с возвращением к ясному сознанию. Бессознательные движения для наведения транса используются в самогипнозе в различных модификациях. Возьмите в свой арсенал еще несколько техник.
Техника “прилипающей” руки. Техника сжатия кулака.
Представьте себе, что мы освободили правую руку от контроля сознания, вызвали своеобразный “сон” правой руки. В коре головного мозга нервные клетки, которые контролируют правую руку, занимают 25 процентов поверхности; значит, торможение этих клеток, вызванное прекращением сознательного контроля за правой рукой, будет означать сон одной четверти головного мозга. Этот “сон” можно распространить более чем на четверть коры, можно сделать его гипнотическим… Это надо один раз показать, дать это почувствовать — освобождение правой руки от контроля сознания — и я попрошу Олега помочь мне в этом. Олег, положи свою правую ладонь на мою ладонь. Теперь попробуй сделать так, чтобы твоя правая рука следовала за движениями моей руки — не отставая и не забегая вперед, не помогая и не мешая… Я буду как-то менять положение своей руки в пространстве, а ты распорядись своей правой рукой так, чтобы она как бы “прилипла” к моей. Понимаете, сознательно это сделать невозможно: сознание будет заставлять руку отставать (если будет только следить за моими движениями, что потребует времени для оценки и принятия решения) или эабегать вперед (если начнет логически прогнозировать мои движения). Олегу придется освободить свою правую руку от контроля сознания, чтобы выполнить такое задание. Я не знаю, как он это. сделает, и он сам не знает, как он это сделает. Понаблюдаем. (С. Горин делает плавные движения своей рукой в разных направлениях, иногда повторяя- одно и то же движение, иногда резко меняя направление движения. Через несколько минут рука Олега движется, как приклеенная, полностью отслеживая любое направление движений). Хорошо, результат достигнут. Сейчас я могу остановить движение своей руки в любой точке (прекращает движение) — и посмотрите, для Олега такое положение его руки не должно быть очень удобным, но его рука сохраняет это положение, она совершенно неподвижна. Это — каталепсия, один из гипнотических феноменов. Олег, как ты сейчас ощущаешь свою правую руку?