Тренинг навыков влияния укрепляет командный дух и вырабатывает командное лидерство. Часто команды складываются стихийно, поэтому для такого лидерства необходимо сплочение этого маленького коллектива, чтобы потом и большой коллектив стал единой командой. В команде сотрудников сближают общие интересы, порученные дела, долговременные проекты. Команда обычно какой-то отдел, подразделение, которое живет своей жизнью со своими персональными лидерами. Главное, не зазвездиться и помнить, что командное лидерство возникает для того, чтобы создать здоровую конкуренцию между частями коллектива – командами или микрокомандами для достижения общей цели.
Руководитель компании пристально следит за командным лидерством и стимулирует его для дальнейшей совместной работы. Много комических ситуаций показано в кино и сериалах о командном противодействии, о принципиальном поведении команд «против кого дружим?». Смех вызывает, но с точки зрения эффективности и заботе об общем деле только вредит.
Лидерство и командное взаимодействие опирается на решение следующих вопросов:
- Лидерский потенциал и особенности его развития.
- В чем разница между единоличным лидером и лидером команды?
- Руководство по ситуации.
- Принципы построения команды.
- Этапы развития команды.
- Стили взаимодействия и распределение ролей в команде.
- Проблемы командной работы.
- Привлечение и удержание внимания группы.
- Создание и укрепление авторитета лидера.
- Захват и поддержание власти в группе.
- Распознавание и противодействие внутригрупповым манипуляциям.
- Алгоритм укрепления неформального авторитета руководителя.
- Личностный лидерский потенциал в управляемой команде.
- Делегирование ролей и ответственности в системе лидерства.
- Совершенствование системы обратной связи внутри команды: конструктивная критика.
- Деструктивные проявления в коллективе.
- Развитие индивидуальной и командной инициативы.
Не допускается командная клановость в коллективах. Она только разъединяет и разобщает коллективы, а когда руководителя назначают из определенного клана, другая часть коллектива вынуждена увольняться или «переобуваться», а это до добра не доводит.
Командное лидерство практикуется еще в детском саду и в школе при проведении различных внеклассных мероприятий или занятий на свежем воздухе. При самых простых манипуляциях с коллективом на пятой минуте уже появляются команды-лидеры и лидеры в командах.
Это самый продуктивный путь управления коллективом, заложенный с детства в каждом человеке в результате проведения групповых занятий и командных соревнований.