В последнее время тема активного слушания стала очень актуальной. О важности этого умения рассказывают на тренингах по продажам, а работодатели учитывают эту способность при приеме на работу. Поэтому понятно, почему все пытаются найти и объяснить разницу между понятиями “слушать” и “слышать” своего собеседника. Если “слушание” – это физическая возможность, а именно одно из пяти главных чувств человека, то “активное слушание” – это способность. Вполне возможно иметь только одну из этих двух возможностей. Например, кто-то, кто имеет слабый слух, вполне может быть способным слушателем, если научится обращать внимание на информацию, которую до него пытаются донести, не смотря на то, каким именно образом ее передают. И так же человек с острым слухом может совершенно не слышать, что ей пытаются сказать.
Проще говоря, эта способность дает вам возможность правильно понимать, что имеет в виду собеседник. Поэтому предлагаем рассмотреть эту тему более подробно: в каких ситуациях этот навык вам пригодится, как ее освоить, какие проблемы могут этому помешать, а также, почему важно учиться активному слушанию уже с детства.
Как хорошие навыки слушателя могут повлиять на вашу карьеру?
Умение слушать людей поможет вам стать более продуктивным работником. Оно позволит вам:
лучше понимать задачи и ожидания вашего руководства;
наладить контакт с коллегами, руководством и клиентами, поскольку каждый человек желает, чтобы ее услышали и поняли;
демонстрировать свою поддержку другим;
лучше работать в командные;
решать проблемы с коллегами, заказчиками и начальством;
содержательно отвечать на вопросы;
понимать настоящий смысл того, о чем говорят другие.
Как стать активным слушателем и продемонстрировать это другим?
Большинство людей не являются врожденными слушателями. И даже те, кто на самом деле прекрасно умеют слушать, иногда ведут себя так, будто совсем не принимают участия в диалоге. Если вы возьмете во внимание следующие пункты, то будете не просто выглядеть внимательным, но и действительно научитесь слышать и понимать людей:
Поддерживайте зрительный контакт
Когда вы смотрите кому-то в глаза, у вас нет выбора. Вы действительно должны обращать на него внимание. Тогда у вашего собеседника не возникнет вопрос, не летаете вы где-то в собственных мыслях.
Не перебивайте
Приберегите свои вопросы и комментарии до того момента, когда человек закончит говорить. А это время используйте, чтобы хорошо усвоить ее слова.
Сидите спокойно
Совання на стуле делает вас встревоженным и незаинтересованным в разговоре.
Немного наклоните голову
Такой жест подает собеседнику сигнал, что информация, которую он хочет донести, не проходит мимо ушей оппонента.
Будьте внимательны к невербальным намекам
Обращать внимание на то, что человек не сказал, не менее важно, чем быть внимательным к ее словам. Следите за невербальным поведением, например, мимикой, позами, жестами. Это необходимо, чтобы иметь полное представление о главную мысль, которую человек пытается донести.
Немного подайтесь в сторону собеседника
Так вы будете выглядеть более заинтересованным и действительно глубже окунетесь в разговор.
Повторите главные моменты и задайте уместные вопросы
Когда человек закончит свою речь, повторите ее основные утверждения, чтобы убедиться, что правильно их поняли. Также это хорошее время задать вопросы, если они у вас есть.
Барьеры слушателя
Следуя этим советам, вы быстро научитесь слышать людей, но надо быть готовым к преградам, которые иногда мешают понять другого человека. Вот некоторые из них:
ваши собственные предпочтения или предубеждения;
неспособность понимать собеседника через иностранный акцент;
невозможность хорошо все услышать через фоновый шум;
тревожность, страх или злость;
плохая концентрация внимания.
Если вам пришлось столкнуться с любым из этих барьеров, попробуйте устранить его. Например, если вам сложно понимать человека через иноязычный акцент, попросите его говорить чуть медленнее. Если вокруг слишком шумно, предложите продолжить разговор в тихішому месте. Гораздо больше усилий придется приложить, чтобы преодолеть внутренние убеждения и стереотипы, но просто осознать их – это уже хорошее начало.
Умению слышать других надо учиться с детства
Если у вас есть дети, возможно, вы знаете, как это – говорить “со стеной”. У детей есть сверхъестественная способность делать вид, что они слушают, в то время как их мысли заняты совсем другими вещами. Так, это может минутись со временем, но важно помогать ребенку развивать умение слушать других с раннего возраста. Так она лучше будет учиться в школе и сохранит ваши нервы. Умение слышать других подготовит его к успешной карьере. Вот, что вы можете сделать:
когда даете сыну или дочери определенные инструкции, попросите повторить их в конце;
приучите его или ее держать зрительный контакт в течение разговора;
читайте детям вслух, а во время разговора через некоторое время, спросите, о чем вы читали им ранее;
поощряйте ребенка участвовать в активных играх, которые развивают навык слышать других людей.