Рис. 5. Основные виды трамбовок для вытрамбовывания котлованов
а – с плоской подошвой; б – с заостренной подошвой; в – удлиненное, для устройства фундаментов с уширенным основанием; г – то же, с уширенной верхней частью; д – для вытрамбовывания котлованов с использованием сваебойного оборудования
Рис. 6. Схема оборудования для вытрамбовывания котлованов на базе трактора
1 – трамбовка; 2 – направляющая рама; 3 – система блоков; 4 – направляющая стойки; 5 – противовес; 6 – каретка; 7 – подвеска; 8 – элементы жесткости; 9 – аутригер
Рис. 7. Схема оборудования для вытрамбовывания котлованов на базе сваебойного агрегата
1 – шаблон трамбовки; 2 – подвеска; 3 – молот
3.71. Направляющая штанга длиной 8-12 м (см. рис. 3) обычно имеет коробчатое сечение и состоит из двух швеллеров или четырех уголков, усиленных вертикальным листом, по которому скользит каретка.
В верхней части направляющая штанга заканчивается специальным шарниром, обеспечивающим перемещение ее в двух направлениях и служащим для навески ее на стрелу драглайна.
Для предотвращения горизонтальных смещений в процессе вытрамбовывания котлованов в нижней части направляющая штанга имеет опорную плиту с зубьями длиной 20-30 см, которые при установке штанги на место погружаются в грунт.
3.72. Направляющая рама (см. рис. 4) состоит из направляющей стопки длиной 10-15 м и распорки, повышающей жесткость навесного оборудования и ограничивающей вылет стрелы, что позволяет повысить маневренность и более полно использовать грузоподъемность крана-экскаватора.
Конструкция направляющей стойки аналогична описанной в п. 3.110 и отличается тем, что в верхней части она имеет оголовок, на котором крепятся блоки, и серьгу для крепления стойки к стреле крана-экскаватора.
Таблица 2
Тип грунтоуплотняющего механизма | Высота сбрасывания трамбовки | Толщина уплотненного слоя, м, на грунтах | Число ударов по одному следу | Сменная производительность, м3 | |
глинистых | песчаных, гравелистых | ||||
Э-10011, Э-1252, трамбовки диаметром 1,2 м, массой 2,5 т | 6-8 | 1,5-2,0 | 1,8-2,2 | 12-14 | 100-300 |
То же, диаметром 1,6 м, массой 3,5 т | 6-8 | 2,0-2,3 | 2,3 | 12-14 | 100-300 |
То же, диаметром 1,8 м, массой 5,5 т | 6-8 | 2,5 | 2,7-3,0 | 12-14 | 100-300 |
То же, диаметром 2 м, массой 6-7 т | 6-8 | 3,2-3,5 | 3,5-3,8 | 12-14 | 100-300 |
Э-2503 и Э-2505, трамбовки диаметром 2,4 м, массой 10 т | 10-12 | 5-5,5 | 6 | 10-12 | 300-400 |
То же, диаметром 3 м, массой 15 т | 10-12 | 7 | 8 | 8-10 | 400-500 |
Узлы крепления направляющей рамы к крану шарнирные, благодаря чему обеспечивается возможность подъема ее на 30-40 см и перемещение крана-экскаватора.
3.73. Каретка имеет коробчатое сечение и обычно состоит из двух швеллеров, усиленных накладками и соединенных с трех сторон металлическими листами. Каретка надевается на направляющую штангу и удерживается на ней с помощью соответствующих пазов или полок швеллера. Внутри нее располагаются катки, которые перемещаются по вертикальному листу направляющей штанги.
Крепление каретки к трамбовке осуществляется на болтах.
3.74. Трамбовка заданной в проекте формы (см. рис. 5) изготавливается из металлического листа толщиной 10-16 мм путем сварки отдельных элементов в стыках. Для исключения выступов и неровностей сварные швы зачищаются.
Сверху трамбовка имеет крышку из листа толщиной 20-30 мм с болтами диаметром 30-60 мм, с помощью которых к ней крепится каретка.
Внутренняя часть трамбовки заполняется бетоном на высоту, при которой обеспечивается ее заданная масса.
Таблица 3
Тип грунтоуплотняющего механизма | Толщина уплотненного слоя, м, на грунтах | Число проходов по одному следу | Сменная производительность, м | |
песчаных, гравелистых | глинистых | |||
Пневмокатки массой 25 т | 0,5 | 0,5 | 10-12 | 530 |
То же, 40 т | 0,6 | 0,7 | 10-12 | 530 |
Груженые автомашины | ||||
БелАЗ | 0,6 | 0,7 | 10-12 | 300 |
КраЗ | 0,5 | 0,5 | 10-12 | 200 |
МАЗ | 0,4 | 0,4 | 10-12 | 200 |
Тракторы Т-100, Т-140 | 0,3 | 0,2 | 8-10 | 250 |
Скреперы | 0,25 | 0,2 | 6-8 | 200 |
Трамбующие машины Д-471 | 1 | 1,2 | 3-5 | 300 |
Вибрационные катки массой до 2 т | 0,7 | 0,3 | 3-4 | 100 |
То же, массой до 5 т | 1 | 0,4 | 3-4 | 100 |
3.75. Трамбовка с помощью скобы крепится к рабочему тросу крана-экскаватора через специальную вставку из троса длиной 0,8-1 м, благодаря чему в момент удара ее о грунт исключается закручивание рабочего троса и его преждевременный износ.
В целях снижения тягового усилия на лебедку допускается запасовка троса через полиспаст, для чего на крышке трамбовки устанавливается соответствующий блок.
3.76. Навесное оборудование на базе трактора С-100, ТМ-100 обеспечивает возможность работы с трамбовками массой до 2,5-3 т и состоит из направляющей рамы, прикрепленной к задней части трактора, системы блоков, подвесок, противовеса, устанавливаемого на передней части (см. рис. 6).
Направляющая рама высотой 6-8 м состоит из двух стоек, по которым движется каретка. Стойки по высоте соединяются элементами жесткости, внутри которых проходит трамбовка. Стойки коробчатого сечения состоят из двух уголков.