Недавно, когда я стал свидетелем аварии, подобной этой, мне внезапно пришло в голову, что эту машину теперь можно использовать в качестве антирекламы. Нам доставили эту разбитую “Тойоту Короллу”, и мы поставили ее снаружи, прямо у наших дверей. В фирме, изготовляющей декорации для театров, я приобрел манекен, подкрасил его красной краской и разместил внутри этой машины, высунув руку манекена из окна. А затем я купил в детском магазине двух кукол, положил их в машину и накрыл. Потом я сделал небольшую надпись, которая гласила “Подумайте об этом. Стоит ли это того”. Продавцы из “Тойоты” стали ненавидеть меня, потому что люди перестали заходить в их салон. Это было как бы протестом против компании «Тойота». Каждый потенциальный покупатель, направляясь к дверям их салона, обязательно оборачивался, и видел эту расплющенную машину и руку, торчащую из нее, а также мою надпись. И они произносили фразу, ставшую в то время нарицательной. “Руки прочь от “Тойоты” – в смысле: не тронь г…но -жить будешь дольше.
Через некоторое время ко мне пришел глава компании “Тойота” вместе с владельцем места, на котором я занимался своей самодеятельностью. Они вели такую активную борьбу с моим творчеством, что заставили меня его передвинуть. Но их приход меня порадовал: я подумал, что для меня их приход стал чем-то вроде непроизвольной любезной рекламы. Искусство непроизвольной рекламы начинает существовать как искусство, когда сама жизнь становится искусством. Что касается меня, то я всегда думал, что лучший вид рекламы, это непроизвольная реклама, которую каждый может создать сам. Возможно, такая реклама и не самая художественная с точки зрения искусства (что на самом деле, учитывая прямую непосредственную задачу рекламы, совсем не важно), зато самая эффективная! Я убежден в этом! Например, владелец салона “Тойота” ездит на “Мерседесе” – вот лучшая реклама!
Вы можете снять подобные моменты на камеру и показывать эти кадры своим знакомым и покупателям. По моему мнению, это лучшая реклама. Как будто жизнь подражает самой себе. В самом деле, если владелец салона “Тойота” боится сам ездить на таких машинах, то как же, спрашивается, он может надеяться продать их вам. Он что – ненавидит покупателей? Вот почему они приходят ко мне и сходят с ума от того, что я делаю. А клиенты увлекаются теми автомобилями, которые я с гордостью им предлагаю. Я говорю людям: “Он хочет, чтобы ваши дети умирали, пока он будет в довольстве жить на деньги, которые на вас же и заработал. Он смеется над такими людьми, как вы”. Иногда люди настолько разъяряются, что приходят к нему в салон, чтобы силой доказать свою ненависть. Они специально объезжают все автосалоны “Тойоты” в городе. Я не шучу. А ведь когда-то владелец этого магазина заявил мне, что планирует перебраться в другое место, побольше, поскольку дела у него идут очень хорошо. Что ж, по крайней мере, так когда-то было.
Сейчас, когда мои идеи по поводу конкуренции окончательно сформировались, я не думаю, что есть предел тому, с чем это может соприкасаться. Я понял, что когда я распродаю все машины, которые продаю, в одном месте, я могу продать их больше, чем если бы я расположил всего одну машину в центре. В ваших силах представить себе предел конкурентоспособности вещей, но это ничто по сравнению с реальной жизнью, реальной конкуренцией.
Но главное: я рассматриваю это как забаву, как прекрасную возможность действительно повеселиться! Для многих конкуренция – это стресс. С точки зрения стресса – вам нельзя заниматься бизнесом! Для меня клиент – это как моя пища. Когда они приходят, чтобы что-нибудь купить – то здесь всё просто, и вопрос состоит лишь в том, кто из продавцов возьмет эти деньги. Но эта ситуация сильно отличается от того, когда есть сомнения – можно ли вообще получить их (клиентов) деньги или нет. Я продавал машины тем людям, которые вообще не планировали их покупать. Каждый раз, когда я проезжаю ремонтную мастерскую, я говорю себе: “Вот хорошее место для продажи машин!”. Я находил там расстроенных людей и говорил им, что они могут выбросить кучу денег на восстановление этой сгорбленной глыбы испорченного металла, а могут просто чувствовать себя прекрасно, купив у меня новую машину:
«Что вам больше нравится: чувствовать себя прекрасно или отвратительно? Подумайте об этом!» Да, очень немногие говорили мне, что они хотят чувствовать себя отвратительно. Вообще-то у меня нет намерений усилить их плохое состояние. Ничего личного. Мне кажется, что с них достаточно уже того, что я им подвернулся… из-за того, что я задаю им подобные вопросы: “Интересно, сможете ли вы угадать, что сломается в этой тачке в следующий раз?” или “Как вы думаете, надолго ли вы уезжаете отсюда на этот раз и как скоро вы окажетесь здесь снова?”
Иногда вечером я приезжаю в мастерские, где занимаются ремонтом иностранных машин, и нахожу там того, кто за небольшую плату и пару коктейлей рассказывает мне обо всех ремонтных работах, проведенных на “Ягуарах”, “Вольво” и некоторых других марках машин. Я так же получаю у него копии квитанций на ремонт некоторых машин и списываю информацию. Затем я посещаю хозяина каждой из них. Я говорю ему: “Это ваше “Вольво”?” И он отвечает: “Да”. Тогда я спрашиваю: “Сколько ей лет?”, и он, задумавшись, уклончиво произносит: “Ну, около двух-трех лет”. “О, это только начало”, – внезапно говорю я. И он ошарашено спрашивает: “Что?”. Я задаю вопрос: “Вы ведь недавно делали ремонт, не правда ли?”. И я показываю этому человеку выписки из квитанций на ремонт аналогичных машин: «… Невероятно, но одна из них простояла в мастерской на ремонте в общей сложности 200 дней! Подумать только – 200 дней! 200 дней в году! Это выглядит так, как будто вы навещаете свою машину только по выходным!…». То же может случиться и с машиной этого человека. Я знаю это, потому что у меня самого когда-то был “Ягуар”. Правда, это было уже довольно давно. Тогда этот чертов автомобиль довел меня до того, что вопрос встал так: или я, или машина. Я даже не продал ее. Для меня было величайшим удовольствием лично сжечь эту машину. Я согнал ее с утеса и поджег! Я решил, что больше ни одна машина не доведет меня до такого состояния. И дело тут не в деньгах, это личное. Эта паршивка всегда ломалась на полпути, особенно тогда, когда важно было успеть в срок. Но это еще не все, она ломалась там, откуда ее никак нельзя было оттащить – это было просто унизительно!