Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болезни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязанностей водителя, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.
2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исправную спецодежду. Не держать в карманах одежды металлические предметы с острыми концами.
Водитель не допускается к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неисправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одежде, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.
2.3. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.
Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.
2.4. Проверить:
2.4.1. Техническое состояние автомобиля, обратив внимание на давление воздуха и состояние автошин, внешних световых приборов, звукового сигнала, герметичность системы смазки, охлаждения, питания, крепления карданного вала, наличие запасного колеса.
Запрещается приступать к движению при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
2.4.2. Наличие инструмента, инвентаря, огнетушителя, мед. аптечки, знака аварийной остановки, противооткатных упоров, заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.4.3. Исправность грузовой бортовой платформы автомобиля: она не должна иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении автомобиля.
2.4.4. Прочность петель и запоров задних и боковых бортов во избежание самопроизвольного открывания их во время движения.
2.4.5. Работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления.
2.5. Предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической неисправности автомобиля.
2.6. Запрещается эксплуатация автомобиля в следующих условиях:
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
– нарушена герметичность гидравлического привода;
– эффективность торможения более 18,4 м;
– стояночный тормоз на уклоне до 31 % включительно не удерживает грузовой автомобиль;
– при неработающем компрессоре давление воздуха падает на О,5 кг/см2 за 15 минут.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
– люфт в рулевом управлении более 25 градусов;
– не затянуты, не зафиксированы резьбовые соединения;
– неисправен гидроусилитель рулевого управления.
ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ
– нарушена регулировка фар;
– не работают, загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
– отсутствуют рассеиватели;
– не работает стеклоочиститель.
ШИНЫ
– остаточная глубина рисунка протектора менее 1,О мм;
– шины имеют разрывы, порезы, расслоение каркаса, отслоение протектора;
– установлены на одну ось шины с разным рисунком протектора или разной модели.
ДВИГАТЕЛЬ
– содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ;
– нарушена герметичность системы питания;
– неисправна система выпуска отработавших газов.
ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ
– отсутствует зеркало заднего вида;
– не работает звуковой сигнал;
– нанесены покрытия или установлены предметы, ухудшающие обзорность с места водителя;
– не работают замки дверей, кузова, кабины, запоры горловины цистерны и пробки топливного бака, механизм регулировки сиденья водителя, устройства обдува и обогрева стекол, спидометр;
– имеются повреждения деталей кузова и окраска;
– отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики, на автомобиле свыше 3,5 т противооткатные упоры.
2.7. Водитель имеет право выезжать на линию только после прохождения предрейсового медосмотра с записью об этом в путевой лист.
2.8. Руководитель не имеет права принуждать, а водитель выезжать на машине, если ее состояние не отвечает Правилам технической эксплуатации и требованиям ГИБДД, а также не имеет права направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного КЗОТ.
Перед направлением в рейс водителя по зимним дорогам руководитель должен проинформировать его об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций и т.п., а также помещений по всему пути следования.
2.9. Перед началом движения убедиться, что движение будет безопасное и не создаст помех другим участникам движения, подать предупредительный сигнал световыми указателями поворота, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.