Когда человек, вспоминая какое-то событие, видит все происходящее как-бы со стороны, то это называется диссоциированным состоянием. В этом состоянии теряется непосредственный доступ к чувствам и переживаниям, которые были в реальной ситуации. Человек может испытывать какие-то чувства по поводу того, как он выглядел в той или иной ситуации, нравится ли ему, что там происходило или нет и т. п. Но это уже другие чувства и переживания. В диссоциированном состоянии мы можем смотреть на ситуацию с любой точки зрения, кроме точки зрения наших собственных глаз.
Взгляд на ситуацию своими собственными глазами называется ассоциированным состоянием. В этом случае человек находится внутри своего опыта. Он имеет доступ ко всем переживаниям, которые были в этой ситуации. Человек в данном случае видит все то, что он видел, когда событие реально происходило.
Люди, обычно, на уровне сознания не контролируют диссоциации-ассоциации. Он протекает независимо от их воли и желания. Зная же, как изменяют наши переживания то и другое состояния, можно произвольно контролировать свое самочувствие. Вспомните череду событий, до сих пор вызывающих неприятные переживания. Большинство из них уже давно можно вспоминать с улыбкой. Негативные переживания часто связаны с тем, что мы все еще находимся внутри неприятной ситуации. Мы ассоциированы со всем происходящим, следовательно, имеем доступ ко всем эмоциям, которые там возникали. Чтобы перестать испытывать дискомфорт, достаточно диссоциироваться от тревожащего воспоминания. Сделайте как бы шаг из ситуации и посмотрите со стороны, что вы делали, как вы выглядели в момент, когда протекало событие. Мысленно посмотрите фильм о самом себе. Если этот фильм цветной и яркий, то сделайте его черно-белым и уменьшите яркость. В результате данное воспоминание перестанет вас волновать. Вы сможете спокойно к нему вернуться и проанализировать все свои действия. Скорее всего, вы извлечете какой-то полезный опыт. Со стороны часто бывает виднее: что и как.
Если вы вдруг ощутили, что жизнь стала безрадостной, возможно, вам поможет процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый человек может вспомнить множество событий, когда он был счастлив. Вероятно, часть из этих событий вы воспринимаете, находясь в позиции стороннего наблюдателя. Некоторые люди все свои радостные воспоминания рассматривают исключительно с позиции наблюдателя. Скорей всего это они изобрели фразу: «Нет счастья в жизни». Если вы диссоциируетесь от своих приятных воспоминаний, то потеряете те чувства и эмоции, которые наполняли эту ситуацию. Чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний достаточно заново ассоциироваться с ними. Другими словами, снова войдите внутрь некогда приятного воспоминания и посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Разглядите, что находилось вокруг вас, когда вы были счастливы и ваши чувства снова вернутся к вам во всей полноте и многообразии.
Иногда люди говорят, что «воспоминания нахлынули на них, и вновь довелось ощутить все, что было давным-давно». Часто такого рода переживания есть результат процесса ассоциации с воспоминанием какого-либо прошлого события. В данном случае — это следствие некоторого неконтролируемого внутреннего процесса нашей психики. Однако человек может произвольно вызывать описанное состояние.
Каждый из нас испытывал разочарование в близких или просто знакомых людях. Довольно часто приходится слышать высказывания типа: «Надо же, я считал его хорошим человеком, а он оказался совсем не таким». Обычно, далее следует перечень эпитетов обозначающих те или иные негативные стороны человеческой натуры. Вспомните, как резко меняется в этой ситуации ваш взгляд на существующие взаимоотношения. Это важный личный опыт. Он блестяще иллюстрирует разницу между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события.
Человек бывает разным. Он совершает много поступков. Одни из них нам нравятся, другие — нет. Если вы будете ассоциированы во всех ситуациях, когда он делал то, что вам нравится и диссоциируетесь от всех ситуаций, где он был «не на высоте», с вашей точки зрения, то рядом с собой обнаружите «хорошего парня», или «замечательную подругу». Если же сделаете прямо противоположное, то окажетесь в компании «отвратительного типа».
Многие люди проделывают подобного рода преобразования со своим восприятием окружающих. Обычно, такие изменения связаны с каким-то значительным событием в жизни. Так, например, супруги после развода диссоциируются от всего хорошего, что у них было в совместной жизни и ассоциируются со всем плохим и мятным. Вот и готово воспоминание о муже или жене «испортившим» столько лет жизни.
В ситуации развода описанные преобразования могут выполнять конструктивную роль. Они позволяют смягчить последствия психологической травмы, связанной с произошедшим событием, избежать ощущения «жизненного краха» или разочарования в людях вообще. Но куда печальнее, когда подобное изменение происходит после свадьбы или, например, начала совместного с кем-то дела. Вряд ли в этом случае супружество будет счастливым, а деловое сотрудничество — успешным. Как-то на консультацию пришла мама по поводу своего сына. Она считала его неудачником и долго перечисляла все неприятности, которые произошли с ее мальчиком. Мы стали выяснять, как она пришла к такому неутешительному выводу о своем ребенке. Оказалось, что мама была ассоциирована при воспоминании о любых неудачах сына, и имела полный доступ ко всем неприятным переживаниям, возникающим в этих случаях. Когда же происходили события, связанные с успехами ее мальчика, она видела все с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, она была диссоциирована при восприятии данных событий, что не позволяло во всей полноте ощутить радость от происходившего. При встрече с мальчиком выяснилось, что он тоже считает себя неудачником. Кроме того, маме удалось не просто передать сыну свой взгляд на положение дел, но она еще и транслировала ему свою стратегию сортировки удачных и неудачных жизненных событий. Мальчик диссоциировался от всех ситуаций, в которых он был эффективен и достигал успеха, и ассоциировался с ситуациями своей жизни, в которых он терпел неудачу. Причем сын владел стратегией даже лучше, чем мама. Он мог диссоциироваться прямо в момент протекания события. Например, когда он хорошо отвечал у доски в школе, то воспринимал все происходящее с того места за партой, где обычно сидел. Он как бы наблюдал за собой, отвечающим у доски. Если же удачный ответ был с места, то он смотрел на себя глазами учителя, т.е. с той точки пространства, где находился учитель. Когда ответ был неудачным, то диссоциации не возникало, и мальчик в полной мере испытывал все неприятные переживания, связанные с данной ситуацией.