Задача упражнения состоит в том, чтобы рассказать о каком-либо событии, используя предикаты только одной модальности. Например, рассказать о походе в лес в терминах слуховой модальности. Или описать фильм через ощущения и переживания, а не с помощью зрительных образов и соответствующих слов. Причем выберите ту модальную систему, которой вы менее всего пользуетесь.
Каждый человек в группе рассказывает хотя бы одну историю. Успеете больше — хорошо. Слушатели следят за соблюдением правила: использовать предикаты только одной модальности. Будьте внимательны и отмечайте все внешние проявления рассказчика. На все упражнение пятнадцать-двадцать минут.
Читатель может тоже сделать описанное упражнение. Оно позволяет получить очень интересный опыт, хотя и представляется несколько необычным. Дело в том, что осознавая событие преимущественно в рамках одной какой-то сенсорной системы, человек воспринимает в происходящем лишь единственную из множества его граней. Но у нас есть возможность развернуть любую ситуацию еще несколькими сторонами.
Вспомните какое-нибудь событие из своей жизни. Расскажите о нем, используя предикаты разных модальностей. Пусть первый рассказ будет о том, что вы видели в этой ситуации. Второй — о том, что слышали, а третий — что чувствовали и переживали. Можно все три рассказа объединить в один большой. В ходе рассказа вы осознаете то, что ранее совершенно не замечали. Вам станет доступно значительное количество новой информации. Возможно и вся ситуация обретет какой-то новый смысл. Повторимся еще раз, называя что-либо словом, человек вводит означенное содержание в поле ясного осознания. Именно этот механизм и позволяет получить доступ к новым сведениям.
Тот же прием проговаривания можно использовать, намечая планы будущих действий. Расскажите, чего вы хотите достигнуть, как будет выглядеть желаемый результат, как вы себя будете чувствовать в той ситуации. По мере проговаривания вам откроются скрытые ранее грани предстоящих событий. Вы ощутите возможную канву будущего психологического состояния. Все это, безусловно, представляет прагматический интерес, позволяет принять необходимое решение и наметит пути к достижению поставленной цели.
Вернемся вновь к семинару и послушаем впечатления участников от выполнения упражнения.
Ведущий: Что интересного вы обнаружили?
Катя: Похоже, что моя гипотеза о полусознательном подыгрывании в предыдущем упражнении не подтверждается. Даже специально подобрать слова, относящиеся к одной модальности, оказалось делом затруднительным.
Виталий: Мы заметили интересную особенность движения глаз во время рассказа. У одного из участников нашей группы предпочитаемая модальность — зрительная. А описывал он события в терминах кинестетической модальности. Так вот, его глаза все время двигались из правого верхнего угла в левый нижний. После двух-трех таких перемещений глаза уходили в область внутреннего диалога, то есть в правый нижний угол. Затем вверх и влево, где конструируемые зрительные образы, и после этого он говорил очередную фразу рассказа.
Ведущий: Вы отследили всю внутреннюю стратегию, которой пользовался человек, создавая описание. Он воссоздал перед своим внутренним взором зрительный образ воспоминания. Далее отыскивал, какие у него были ощущения и переживания в той ситуации. Это и проявлялось в перемещении глаз из правого верхнего положения — область образов воспоминания — в левое нижнее, где находится область кинестетических ощущений. Затем он проговаривал про себя то,
о чем собирался сказать. И в заключении конструировал образ самого себя, сидящего перед вами и произносящего очередную фразу. Увидев, что все выглядит удовлетворительно, он произносил фразу вслух. Вот, собственно, описание внутреннего процесса, внешне проявляющегося рассказом о чем-то. Это описание сильно напоминает то, что называют телепатией, не правда ли? Если вы непосредственно слушаете человека, и вам известен контекст разговора, то очень часто возникает впечатление, что вы «читаете» его мысли. Когда способность отслеживать движения глаз становится автоматизированным навыком и уже осуществляется без контроля сознания, это ощущение «телепатического» контакта будет проявляться довольно часто. Я советую вам не попадать в подобную ловушку. Потому что, вместо наблюдения за тем, что происходит с партнером, вы погружаетесь в мир своих фантазий по данному поводу. Причем, чем лучше вы знаете человека, чем точнее знакомы с ситуацией, тем легче вам попасть в эту ловушку и тем труднее будет из нее выбраться. Ведь вы хорошо знакомы с индивидуальным словарем собеседника, с его интонациями. В общих чертах вам известно, какие образы той или иной ситуации он может представить. Несколько раз обратившись к партнеру за подтверждением своих фантазий и получив его, вы начинаете действовать так, будто мысли другого — это для вас открытая книга.
Человек обладает способностью к обобщению своего опыта. В данном случае, это приводит к тому, что вы начинаете играть роль «телепата» уже по отношению к малознакомым или совсем незнакомым людям. Здесь вероятность ошибки резко возрастает, а возможность проверить свои предположения намного меньше. Ведь незнакомого человека не спросишь, о чем он думает. На укрепление иллюзии доступности мыслей другого человека влияет своеобразное переживание, которое возникает в момент автоматизации навыка отслеживания глазодвигательных реакций. Дело в том, что сам процесс отслеживания уходит из сферы сознания, а информация, полученная в результате него, остается в сознании. Возникает впечатление, будто открылся некий новый информационный канал. А поскольку это происходит в процессе общения, то данный канал интерпретируется как телепатический.