Ирина: Несколько лет.
Ведущий: Прошло несколько лет. Вы стали взрослее, приобрели новый опыт, многому научились. У вас появились новые ресурсы. Выбирайте то, что вам поможет изменить негативное событие, так как хочется. Не называйте нам свой выбор. Просто подумайте о нем. Посмотрите, как вы выглядите, обладая этим ресурсом, как звучит ваш голос? Как вы ощущаете себя, имея нужный ресурс? (В то время пока она думает о ресурсе, ведущий касается запястья ее правой руки). Что добавил в ваше самоощущение новый ресурс? (Пауза). Несомненно, Ирина, испытала сильное позитивное переживание. ( Ведущий отпускает руку Ирины). Наблюдающие могли заметить, как переживание ресурсного состояния отразилось на ее внешности. Появилась легкая улыбка, порозовели щеки, корпус наклонился слегка вперед и еще целый ряд других изменений. Как вы себя чувствуете, Ирина?
Ирина: Очень хорошо.
Ведущий: Теперь, обладая необходимым ресурсом, вернитесь снова в неприятную ситуацию. (Ведущий касается запястья ее левой руки). Вы все видите, как начинают подрагивать уголки ее губ, появляются морщины на лбу, она отклоняется назад. (Ведущий касается запястья ее правой руки. Он держит Ирину одновременно за левую и за правую руки). А теперь легко можно заметить, как морщины на лбу то появляются, то исчезают, она слегка раскачивается, наклоняясь то вперед, то назад. Обратите внимание: одна щека чуть бледнее, чем другая. Улыбка то появляется, то исчезает. Все это внешние проявления некоторого внутреннего процесса. Суть этого процесса в том, что негативное и ресурсное состояния «включились» одновременно, происходит их активное объединение. Теперь, Ирина, вспоминая неприятную ситуацию, имеет возможность реагировать по-разному. У нее появился выбор — огорчаться или улыбаться, вспоминая об этом событии. Причем ей доступен весь диапазон способов реагирования от интенсивных негативных переживаний до позитивного отношения к произошедшему. Мы не стерли ее прежнюю реакцию, а лишь добавили новые выборы. И это очень важно. В жизни может возникнуть такая ситуация, где наиболее адекватным будет поведение, связанное с неприятными переживаниями. Кто знает. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. (Ведущий отпускает руки Ирины). Ирина, я хочу, чтобы вы еще раз вернулись к своей неприятной ситуации и пережили ее от начала до конца. (Ведущий касается левого запястья, «включая» негативный «якорь»). Ощутите, хватает ли вам нового ресурса, довольны ли вы теперь? Это проверка проделанной работы. Если ресурса недостаточно, можно найти еще одно ресурсное состояние и включить его в контекст переживания негативной ситуации. Делается это тем же способом, что и с первым ресурсом.
Ирина: Я довольна своим состоянием.
Ведущий: Хорошо. Теперь еще один шаг. Это можно назвать присоединением к будущему. Вы, Ирина, время от времени вспоминаете неприятную ситуацию. Какие-то стимулы запускают данное воспоминание. Что вы видите, слышите или чувствуете? Что напоминает вам о неприятной ситуации?
Ирина: Определенное расположение предметов, их цвет. И еще такой короткий хлопающий звук.
Ведущий: Представьте ближайшую по времени ситуацию из будущего, когда вы можете увидеть и услышать снова эти стимулы.
Ирина: Да, такое возможно.
Ведущий: Теперь, когда вы видите определенное расположение предметов, их цвет и слышите короткий звук, я хочу чтобы вы помнили о своем новом ресурсе. (В то время, пока Ирина думает о будущем, ведущий касается ее правого запястья.
«Включает» позитивное ресурсное состояние).
Ирина, представьте себе следующую по времени ситуацию, где вам может понадобиться ресурс. (Пауза). И еще одну. (Пауза). А теперь быстро мысленно «пробегитесь» по всем возможным ситуациям в будущем, когда вам может понадобиться этот ресурс. Не стремитесь конкретизировать эти ситуации. Просто как бы пробегитесь по времени своей жизни в будущее. Вы делаете это, обладая необходимым ресурсом. (Пауза. Ведущий отпускает руку Ирины). Все. Спасибо, Ирина, за демонстрацию.
Приведенный фрагмент семинара хорошо иллюстрирует, каким способом человек может получить доступ к ресурсному состоянию. И как можно включить ресурс в контекст поведения нуждающегося, с точки зрения человека, в данном ресурсе.
Люди способны испытывать огромное количество различных психических состояний. Возникают эти состояния не одновременно, а последовательно. Развившееся состояние захватывает человека целиком, подавляя все остальные возможные конкурирующие переживания. Например, если вы испытываете радость, то в это время быть грустным вам вряд ли удастся. Каждое состояние вызывает определенный набор внешних и внутренних стимулов.
Павлов еще в начале нашего века экспериментально показал, что можно произвольно создавать стимулы, в ответ на которые возникают соответствующие реакции. Каждый, наверное, помнит его классические эксперименты с собаками, когда в ответ на загорание лампочки у собаки начинал выделяться желудочный сок. Все это было названо условным рефлексом.
Именно механизм условного рефлекса лежит в основе описанной выше процедуры изменения. Ведущий просит Ирину вспомнить беспокоящую ее неприятную ситуацию.