Инга: Нет. Но я говорила об этом с ними. Мы не пришли к общему мнению и решили задать вопрос при обсуждении.
Ведущий: Инга, а вы музыкой когда-нибудь занимались?
Инга: Я окончила музыкальную школу.
Ведущий: Ваш развитый слух позволил услышать то, чего, возможно, не услышали ваши партнеры. Действительно, «кинестетики» обычно говорят более низким голосом, чем «зрительно» ориентированные люди. Те, у кого восприятие мира происходит в значительной степени посредством слуха, занимают среднее положение между двумя полюсами. Вот, кстати, один из критериев, позволяющих отличать людей по особенностям протекания внутренних процессов.
Приведенные фрагменты семинара хорошо иллюстрируют, сколь значимую и важную информацию можно получить, всего лишь сместив свое внимание на обычно не замечаемые особенности речевого поведения человека. Язык и речь — это важнейшие инструменты нашего сознания. Они позволяют ему организовывать и реорганизовывать человеческий опыт. Однако, важно подчеркнуть, что сам по себе язык — это не опыт, а представление опыта. Мы уже приводили метафору, опирающуюся на сравнение карты и территории. Так вот, язык — это карта человеческого опыта.
Органы чувств позволяют людям отражать окружающий мир и воссоздавать его в форме зрительных, слуховых, кинестетических и других психических образов. Еще раз оговоримся, что образ действительности, возникающий в психике человека, благодаря работе различных сенсорных систем, — это не сама действительность. Образ относится к последней точно так же, как карта — к территории. Мир отражается в психике человека лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы жить и выжить, сохраняясь как существо биологическое и социальное. Образ-карта, создаваемый на основе данных наших органов чувств, очень специфичен и далек от полного и исчерпывающего отражения всего многообразия мира.
Получается интересная ситуация. Чувственный опыт человека — это карта действительности, а язык в свою очередь — карта нашего опыта. Выходит, что язык — это карта карты. Такое положение дел приводит к тому, что мир в языке отражается в очень измененном и существенно трансформированном виде. Правда, поскольку человек более-менее успешно живет на планете Земля, постольку все названные искажения не мешают языку выполнять свою основную функцию.
В этой главе описаны два способа доступа к особенностям протекания внутренних психических процессов. Речь идет о глазодвигательных рефлексах и специфических предикатах, используемых людьми при разговоре. Заметим, что эти способы позволяют получить разную информацию о структуре субъективного опыта человека и динамике его психических процессов.
Предикаты, используемые человеком, дают возможность понять, в рамках какой модальной системы он осознает происходящие события. Данные слова указывают на ту часть субъективного опыта, которая доступна сознанию. Это могут быть кинестетические ощущения или переживания, а могут быть и зрительные образы некой ситуации. Важно подчеркнуть, что в сознании всегда представлен только фрагмент текущего в каждый момент времени, сложного, познавательного процесса.
Глазодвигательные реакции позволяют получить информацию обо всех звеньях субъективного процесса. Причем последовательность движения глаз отражает последовательность включения в канву психического процесса тех или иных модальных систем. Выявленная таким образом структура внутреннего процесса называется стратегией. Мы уже использовали этот термин при обсуждении результатов последнего из описанных упражнений. У одного участника семинара во время создания рассказа с использованием только предикатов кинестетической модальности была отмечена повторяющаяся последовательность движения глаз. В этом случае ведущий семинара и упомянул о внутренней стратегии.
Дело в том, что в структуре познавательного процесса можно выделить несколько этапов: поиск необходимой информации, ее осознание и оценка. Наличие у человека разных органов чувств и соответственно разных модальных систем восприятия порождает очень интересную ситуацию. Оказывается, человек может, например, отыскивать необходимую ему в данный момент информацию, перебирая зрительные образы воспоминания, а осознавать он будет лишь ощущения и переживания, которые с этими образами связаны или ими порождаются. Подобное положение дел порой приводит к «застреванию» людей в каких-либо негативных эмоциональных состояниях и к соответствующему деструктивному поведению.
Однажды на консультацию пришел мужчина с жалобой на крайне угнетенное состояние. Когда он рассказывал о своих переживаниях, то его глаза двигались относительно наблюдателя по следующему маршруту: вверх-вправо и затем вниз-влево. Следовательно, он получал доступ к каким-то зрительным образам, а потом испытывал переживания по поводу увиденного. Однако, в своем рассказе человек оперировал исключительно предикатами кинестетической модальности. Он говорил о тяжести, подавленности, бессилии и тому подобном. Это указывало на то, что образ, вызывающий угнетенное состояние, не осознавался.
Психолог спросил у мужчины, что за зрительный образ он вспоминает, испытывая все те переживания, о которых говорит. Человек довольно легко осознал содержание зрительной картины. Оно действительно оказалось угнетающим. Около года назад мужчина попал в автомобильную катастрофу. Сам получил лишь легкие ушибы. Но сидевший за рулем друг скончался от травм у него на руках. Авария произошла на трассе, далеко от города и помощь подоспела слишком поздно. Вот эта картина и выплывала перед внутренним взором человека. Однако, сама она не осознавалась. В сознание проникало лишь эмоциональное переживание ситуации.