Завершим этот раздел книги, посвященный разговору об успехе, хотя и короткой, но интересной историей.
В прекрасном дворце древнего города однажды устроили карнавал. Праздник имел одну особенность. Все приглашенные были одеты в одинаковые костюмы, а их лица скрывались за одинаковыми масками. Веселье поражало своим размахом. Всюду звучала удивительная по красоте музыка, сверкали разноцветные огни, подаваемые кушанья были изысканы, а напитки порадовали бы любой утонченный вкус. Разнообразные танцы сменяли друг друга, смех и радость наполняли залы дворца. Один из гостей, пробираясь сквозь возбужденную толпу, мимоходом взглянул в проем огромной двери и увидел непринужденно улыбающегося ему человека. Незнакомец смотрел в упор и смеющиеся глаза говорили о переполнявшем его чувстве беззаботного веселья. Гость поспешил отвернуться, неожиданно испугавшись этого прямого взгляда. Он шел дальше и размышлял: «Вот человек, которого не одолевают заботы, не грызут обиды, он, очевидно, легко справляется со всеми трудностями и, неизменно, достигает успеха в своих делах». Эти мысли заставили гостя вспомнить о постигших его неудачах и поражениях. И остаток вечера он провел в мрачных размышлениях над перипетиями нашей земной судьбы.
В конце праздника, когда все разъехались и замок опустел, человек снял маску, тяжело встал со своего места и пошел к выходу. Проходя мимо дверного проема, он не удержался и снова заглянул туда. Заглянул и остановился, пораженный увиденным. А увидел он самого себя в огромном зеркале.
Каждый человек бывает счастлив, просто он не всегда узнает себя в эти минуты.
ЛАБИРИНТЫ НАШЕГО ВНУТРЕННЕГО
ОПЫТА
Вероятно, все знакомы с широко распространенной детской игрушкой под названием «Калейдоскоп». Много лет назад для меня было загадкой, как образуются такие изумительно симметричные, разноцветные и законченные узоры. Но еще больше поражала легкость, с которой один узор сменялся другим. Достаточно было чуть повернуть игрушку, и появлялся новый рисунок. Причем не помню случая, чтобы узоры повторялись. Хоть чем-то, но они всегда были отличны. Однажды я разобрал игрушку и обнаружил там набор разноцветных стекляшек и три узких длинных зеркала. До сих пор помню удивление от простоты конструкции, порождающей столь сложные изображения.
Уже много позже, овладев специальными знаниями, я вновь вспомнил о «Калейдоскопе». Мне неожиданно открылся метафорический смысл игрушки. Она является хорошей моделью процесса порождения человеком образа мира. Конечно же, не всех его аспектов, а лишь некоторых, но очень важных. Ранее говорилось, что ребенок, родившись, воспринимает мир в первые месяцы и годы жизни не совсем таким, каким он предстает перед взрослым. Возможно, читатель, вы видели когда-нибудь большие картины, написанные маслом. Если к этой картине подходить все ближе и ближе, то на определенном расстоянии все изображение распадается на множество разноцветных мазков. Это сравнение позволяет понять, в каком непривычном виде предстает действительность перед маленьким человеком. Для ребенка в этом возрасте еще не существует предметного мира. Перед ним открывается разноцветная, текучая, совершенно бесформенная реальность. Реальность «голых» ощущений, еще не структурированных им ни в какие конкретные образы. Это можно сравнить с набором стеклышек различного размера, конфигурации, цвета.
А вот дальше с помощью взрослых ребенок начинает выстраивать систему «зеркал». У него формируются психологические механизмы, которые по определенным правилам собирают образ мира их хаоса ощущений. И важнейшими среди этих механизмов являются закономерности восприятия и внимания.
Любой психологический механизм первоначально существует в форме внешнего действия, разворачивающегося между взрослым и малышом. Родители, обучая ребенка общепринятым правилам поведения, одновременно направляют течение его внутренних процессов во вполне определенное русло. Ведь действие всегда осуществляется в рамках некоторой заданной последовательности. Взрослый, управляя внешними движениями ребенка, в то же время управляет, например, и его вниманием, перемещая фокус последнего с одних элементов действия на другие, с одних предметов или их качеств на другие предметы и качества.
В итоге, овладевая культурными формами поведения, ребенок вместе с этим овладевает и соответствующими психологическими механизмами. А как только последние оказываются сформированными, они уже начинают работать и определять не только поведение человека, но и его способ восприятия действительности. Именно особенности строения данных механизмов заставляют кого-то видеть черные, а кого-то белые полосы у тельняшки. Или для одного стакан оказывается наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Результатом же работы целостной системы психологических механизмов является образ мира человека.
Удивительная вещь: люди, оказывается, способны из одних и тех же элементов опыта собирать совершенно разные узоры реальности. Что за процессы определяют таинственный рисунок нашего внутреннего лабиринта? Как обнаружить эти процессы? Где вход в лабиринт, и что является дверью?