Ирина: Да, я нашла то, что мне очень хорошо удается делать.
Ведущий: Вот и замечательно. Вы помните, мы решили не раскрывать содержание вашего личного опыта. Нам важно четко обозначить процедуру. А содержание будет только отвлекать внимание.
Ирина, у вас есть зрительный образ той ситуации, где вы что-то делаете мастерски. (Она кивает головой). Это статичное изображение, или сюжет имеет какую- то динамику?
Ирина: Да, события развиваются в определенном порядке. (Ирина разводит руками вокруг себя).
Ведущий: Ирина, ваш жест руками указывает, что вы находитесь внутри ситуации. Вы смотрите на все происходящее своими собственными глазами. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией. (Она кивает головой в такт словам ведущего). Вернитесь в начало ситуации и обратите внимание, какие звуки или слова возникают по мере ее развертывания. Еще раз пусть все события протекут от начала и до конца. А вы обратите внимание на ваши ощущения, переживания, возникающие по мере продвижения действия к завершению… А теперь выйдите из ситуации, посмотрите на все происходящее с точки зрения наблюдателя. Представьте, что перед вами разворачивается некое действие, где вы что-то делаете очень хорошо, просто мастерски. Это может быть фильм о вас или сцена из спектакля о вашей жизни. Вы зритель. Вы видите себя на сцене или экране. Говоря иначе, диссоциируйтесь от ситуации. Просмотрите все происходящее от начала до конца.
Теперь у вас есть два динамичных образа одной и той же ситуации. Ситуации, в которой вы что-то делаете очень хорошо. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другом вы от него диссоциированы.
Далее, Ирина, сделайте следующее. Поместите оба образа прямо перед собой. Допустим, на огромном экране вы видите фильм о себе. Смотрите вы этот фильм из зрительного зала, где делаете то же, что происходит на экране.
Ирина: У меня не получается. В зале темно, кресла мешают.
Ведущий: Ирина, представьте, что действие разворачивается около большого зеркала. Если это происходит в комнате, то пусть одна из стен будет зеркальной. В зеркале отражается все, что вы делаете.
Ирина: Вот с зеркалом у меня получилось. Необычное ощущение, все происходит синхронно.
Ведущий: События разворачиваются в комнате? (Ирина кивнет головой). Продолжая делать то, что вы делаете, подойдите к зеркалу и пройдите сквозь зеркальную поверхность. Вы сливаетесь со своим изображением в зеркале и проникаете в Зазеркалье. (Ирина закрывает глаза). Зеркальный образ ситуации трансформируется за зеркалом в комнату вашего мастерства. Осмотритесь в этой комнате. Что вы видите в ней? Как вы там себя чувствуете? Какими звуками она наполнена? Расскажите нам, Ирина, о своих впечатлениях.
Ирина: Это комната большого дворца. Стены украшены лепными орнаментами, покрытыми позолотой. Мраморный камин с ажурной металлической решеткой. Рельефный потолок, разбит на замысловатые сегменты. Везде позолота, огромная, красивейшая люстра, состоящая из множества хрустальных подвесок. Они слегка покачиваются и, соприкасаясь, создают удивительно мелодичный звук. Такой прозрачный и искрящийся звук. И, кажется, все пропитано этим звуком. Воздух в комнате свежий, пощипывающий, как на морозе. С каждым вздохом эта искрящаяся свежесть разбегается по всему телу. Ощущение подъема, силы, радостного возбуждения. В центре комнаты стоит деревянный круглый стол на одной ножке. Он сделан из темного с красным оттенком дерева. Вокруг стоят четыре стула с резными спинками. Вдоль стены расположились диван и два кресла. Они обиты тканью со своеобразным рисунком. Золотой ниткой вышиты крупные розы на фоне причудливого орнамента. На стенах висят картины в массивных золоченых рамах очень искусной работы. Картины разной величины: от маленьких до больших, с человеческий рост. Я не вижу четко того, что на них изображено, но это явно шедевры.
В комнате множество мелких предметов. Вот очень интересный подсвечник, а рядом шкатулка. На крышке выведен какой-то загадочный знак. Я вижу две массивные деревянные двери в углах комнаты. (Ирина замолкает и через некоторое время открывает глаза).
Ведущий: Спасибо, Ирина, за описание. Действительно, в вашей комнате любой предмет — это воплощение мастерства. Даже воздух пропитан данным качеством. А теперь вернемся к тому занятию, которое вы осваивали в последние месяцы. Ирина, можно это сделать в той комнате? Ирина: Да, вполне… Возьмите все, что вам необходимо. Вернитесь в комнату вашего мастерства. Располагайтесь там, где вам будет удобно и займитесь своим делом. Если хотите, закройте глаза.
А пока Ирина обучается мастерству в новом виде деятельности, я расскажу, что еще можно сделать в комнате мастерства. Ну, во-первых, все великолепие комнаты, как, впрочем, и она сама, есть ни что иное, как оформившиеся в виде образов вещей и предметов разнообразные психические процессы. Я не берусь отстаивать истинность этого утверждения. Хочу лишь подчеркнуть, если вы решили использовать данную процедуру, то целесообразно придерживаться
приведенного убеждения. Каждая вещь в комнате — это какой-либо психический процесс, обеспечивающий мастерство выполнения определенной деятельности. Мы уже говорили о том, что существуют «предметы силы». По аналогии можно назвать все, что находится в комнате «предметами мастерства». Психологическая подоплека воздействия на человека «предметов мастерства» та же самая, что и «предметов силы».