Другой вариант этого упражнения предполагает повторение динамического рисунка движений человека. Это могут быть движения тела, головы, рук. Можно попросить воспроизвести особенности жестикуляции партнера, его манеры ходить, садиться на стул, перелистывать книгу или журнал и так далее. Понятно, что в данном случае речь идет об отзеркаливании двигательных аспектов поведения.
Очень эффективно присоединение к дыханию человека. Дыхание — это процесс, который, в основном, контролируется нашим подсознанием. Поэтому, присоединяясь к дыханию партнера, мы фактически присоединяемся к его подсознанию. Это порождает особенно доверительный стиль отношений. На отработку данного приема направлено еще одно упражнение нашего тренинга семинара. Люди объединяются в пары, садятся друг против друга. Один просто сидит ничего не делая, другой в течение нескольких минут синхронизирует ритм своего дыхания с дыханием партнера. Обычно, в результате упражнения его участники обнаруживают, что другие дышат совсем не так, как они. Часто подобное становится своеобразным маленьким открытием для человека.
Те способы присоединения, что были описаны выше, можно назвать прямым присоединением. В этом случае мы в точности воссоздаем тот процесс, который наблюдаем у партнера. Однако, существует и так называемое перекрестное присоединение. Например, нецелесообразно бывает синхронизироваться напрямую с дыханием больного астмой. Или, допустим, можно присоединиться к сердцебиению другого человека. Наблюдения за пульсом позволяют это сделать. Но тут возникают сложности с произвольной регуляцией работы своего собственного сердца. Это умение требует предварительной практики и тренировки. Опять-таки опасно синхронизироваться по данному параметру с людьми, у которых больная сердечно-сосудистая система. Надо заметить, что некоторые наследственные болезни и есть результат прямого присоединения детей к своим родителям.
Примером перекрестного присоединения может служить синхронизация с ритмом дыхания партнера с помощью соответствующего темпа движения руки. На этом принципе построено следующее упражнение тренинга навыков общения. Люди объединяются в пары, располагаются друг против друга. Удобнее делать упражнение сидя. Один участник спокойно сидит, другой в течение некоторого времени синхронизирует движение кисти своей руки с ритмом дыхания партнера. При этом важно, чтобы кисть находилась в поле зрения того, к кому присоединяются. В обычной обстановке человек не обращает внимания на синхронность движения руки и ритма дыхания. Но его подсознание, поскольку оно отвечает за регуляцию жизненно важных процессов организма, обязательно отметит это совпадение. Мы уже говорили, что бессознательное способно воспринять значительно большее количество стимулов, чем это бывает доступно сознанию. Причем эти два уровня психического сосредоточены на отражении существенно разных аспектов окружающего нас мира. Подсознание направлено, в первую очередь, на отбор стимулов, которые как-то связаны с основными функциями нашего организма.
Очень хороший эффект дает присоединение к предикатам, которые использует партнер в процессе общения. Вот короткие фрагменты записи диалогов во время консультации у психолога.
Дмитрий: Мне не ясно, что можно изменить в этой ситуации.
Психолог: Вы не видите, выхода из создавшегося положения? посмотрите на все произошедшее с другой точки зрения.
Дмитрий: Ну, эта картина, конечно, более привлекательна, но она все равно выглядит какой-то незавершенной.
Психолог: А если ее дорисовать, то какие новые детали там проявятся?
Мы специально привели тот фрагмент, где практически полностью отсутствует конкретное содержание разговора, чтобы подчеркнуть форму, в какой он ведется. Используемые Дмитрием предикаты указывают на зрительный доступ к проблеме на уровне сознания. Он оперирует определенными картинками, пытаясь изменить свою жизненную ситуацию. Психолог присоединяется к его видению проблемы, также используя предикаты, относящиеся к работе зрительной модальности.
Следующий вид присоединения, в основном, используется профессиональными коммуникаторами — психологами или психотерапевтами. Конечно, далеко не всеми, так как предполагает определенную специализацию в работе. Речь идет о присоединении к движениям глаз человека. Вновь обратимся к записи фрагмента консультации. Все указания на местоположения глаз даны с точки зрения наблюдателя.
Лариса: Я понимаю (глаза вниз налево), что у нас что-то не так. Но, с другой стороны (глаза вниз направо), я говорю себе: «Да, все нормально». Хотя отчетливо представляю, как могло бы быть на самом деле (глаза вверх налево).
Психолог: Вы ощущаете дискомфорт (глаза вниз налево) в отношениях с мужем, но ваш
внутренний голос (глаза вниз направо) не соглашается с правомерностью этого переживания. Хотя ваше воображение (глаза вверх налево) рисует отчетливые картины более приемлемых отношений.
Лариса: О, да, вы все верно поняли.
Психолог-консультант в этом примере полностью воспроизводит стратегию порождения проблемы, которую демонстрирует Лариса. Он присоединяется к ее стратегии и с помощью предикатов, и с помощью движения глаз. Забегая чуть вперед, заметим, что качественное присоединение к движениям глаз позволяет изменять используемую человеком стратегию. А это, в свою очередь, дает возможность справиться с проблемой.