Юра: Есть система контрольных заданий, которые позволяют проверять сформировалось ли то или иное необходимое качество. Можно всегда проконтролировать и в случае необходимости вернуться к соответствующему упражнению еще раз. Такие шаги предусмотрены.
Ведущий: Юра, какие чувства будут помогать вам в подобной ситуации? Ведь возврат назад и повторение упражнений могут вызвать ощущение неудачи.
Юра: Я испытываю положительные переживания от тщательного выполнения работы. Это будет меня поддерживать в случае возможных возвратов к уже пройденному. Тщательность — одна из моих личностных ценностей.
Ведущий: В заключение несколько слов о тактике оценки результатов вашей ежедневной работы. Вечером, после окончания всех занятий, важно сравнить ваши успехи с достижениями предыдущего дня. Это даст возможность увидеть, насколько вы продвинулись вперед. Не пытайтесь сравнивать результат своей работы за одно занятие с большой целью, к которой стремитесь. Подобное сравнение ведет к тому, что называется «опусканием рук». Вместо радости пусть за небольшой, но все же шаг вперед, вы имеете шанс — впасть в уныние от колоссальности предстоящего объема работы.
Конечную цель желательно раздробить на множество мелких шагов и более к ней не возвращаться. Это позволит сосредоточиться на ежедневной работе. Вы будете получать удовлетворение от сделанного сегодня. Именно это ощущение — достигнутого результата — становится внутренним ресурсом, источником энергии для следующего шага.
И последний штрих стратегии успеха. Каждый раз хвалите себя за проделанную работу. Вы заслужили эти похвалы. Пусть чувство удовлетворенности собой сопровождает вас в течение всего пути к цели. Именно тогда самая тяжелая работа будет в радость».
Перечислим основные моменты стратегии достижения успеха.
- Начиная любое дело, важно сформулировать будущий результат. Так как результат, к которому мы стремимся, играет одну очень значимую роль в организации поведения. Он позволяет выстроить все многообразие человеческих действий в такой поведенческий рисунок, который становится в итоге картиной успеха. Влияние представления о будущем результате на наши повседневные дела можно сравнить с воздействием магнита на рассыпанные на бумаге железные опилки. Вероятно, все в школьные годы проделывали этот опыт и видели, как выстраиваются железные опилки на бумаге вдоль магнитных линий.
Четкая формулировка результата особенно важна при решении каких-то технических задач или в делах, связанных с бизнесом. Однако подобное не всегда возможно в очень сложных системах, например, социально-психологических, где действует огромное количество различных факторов. Порой однозначный результат просто нецелесообразно формулировать. Допустим в области межличностных отношений, которые всегда зависят не только от желаний и устремлений одного человека.
- Формирование сильной мотивации достижения результата. Будущий результат должен вызывать интенсивные положительные переживания. Это становится возможным, если человек сумеет связать цель, к которой стремится с какой-либо из своих личностных ценностей. Причем, чем более значима эта ценность, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив. Очень часто удается связать будущий результат сразу с несколькими личностными ценностями. Это позволяет мотиву получать энергию из двух-трех, а то и более внутренних источников. Данное положение является своеобразной страховкой от неожиданного угасания мотива в связи с обнаруженной по ходу дела невозможностью реализовать какую-либо одну из личностных ценностей.
В приведенном отрывке семинара достаточно отчетливо видна эмоциональная насыщенность будущего результата у Юры. Временами в его речи проскальзывают нотки восторга от открывающихся возможностей после овладения техникой рационального чтения. Задача ведущего в данном случае заключалась в поддержании и усилении этого положительного переживания и включении его в контекст поставленной цели.
Все что человек делает, он делает лишь при наличии соответствующего мотива. Обычно процесс мотивации протекает стихийно и не контролируется сознанием. Внешне это выглядит, как взвешивание положительных и отрицательных сторон того или иного поступка, выяснение необходимых усилий для достижения цели и так далее. В действительности в этот момент и происходит формирование мотива.
Если вам важно что-то сделать, а особого желания нет, потратьте немного времени и найдите все положительные стороны будущей ситуации, когда результат окажется достигнутым. После этого соединитесь мысленно с данным событием и переживите его положительные моменты. Чем интенсивнее окажется ваше переживание, чем больше соответствующих сторон вы найдете, тем сильнее будет ваша мотивация к действию.
Кстати, когда у человека уже сформирована мотивация, а он считает, что не нужно бы этого делать, то прямо противоположная процедура позволяет заблокировать действие соответствующего мотива. В данном случае важно найти как можно больше отрицательных последствий возможного поступка. Затем эмоционально пережить все неприятное, что с ним связано. Чем интенсивнее переживания, чем больше отрицательных последствий будет найдено, тем сильнее и надежнее окажется заблокирована нежелательная мотивация, а вместе с ней и соответствующее поведение.
- Дробление цели до одного шага, осуществляемого сегодня. Особенно это важно, когда будущий результат предполагает большой объем работы. Процедура дробления цели позволяет, во-первых, начинать действовать прямо сегодня, а не откладывать это на неопределенный срок. Во-вторых, деление предстоящей работы на отдельные части дает возможность определить необходимые ежедневные усилия. В дальнейшем объем данных ежедневных усилий и становится критерием эффективности повседневных занятий? Что помогает избавиться от преследования неприятного ощущения колоссальности предстоящей работы. В-третьих, регулярная работа создает определенный ритм деятельности. Этот ритм, с одной стороны, выполняет роль своеобразной «инерции», позволяющей работать и тогда, когда все иные механизмы побуждения к действию по какой-либо причине ослаблены. С другой стороны, данный ритм, вернее его соблюдение, начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности. Регулярность усилий способна творить чудеса.
В приведенном фрагменте семинара отчетливо показано, как Юрий решает проблему дробления предстоящей работы. Кстати, впоследствии он составил своеобразный календарный план занятий и положил его у себя на письменном столе. Этот простой прием дает обычно хороший эффект.
- Получение доступа к ресурсному состоянию. В данном случае ресурсом будут все те положительные переживания, которые как-либо связаны или могут быть связаны с выполняемой работой. Все, что помогает каждый день осуществить очередной шаг к намеченному результату. Любая работа имеет какие-то формы осуществления, протекает в определенных условиях. Вот эти детали и используются для получения доступа к ресурсному состоянию.
Например, Юра решил заниматься освоением рационального чтения по вечерам дома за своим письменным столом. Само место проведения занятий связано для него с множеством позитивных переживаний, вызванных прочитанными здесь интересными книгами. Садясь за стол, он получает доступ ко всем этим ресурсным состояниям. Другим ресурсом является вечернее время, которое обычно ассоциируется с какими-то приятными занятиями. Еще один «помощник» — это ощущение отдыха от дневной суеты.